Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Анатомия равнодушия и чёрствости

РавнодушиеЧто может объединить антихриста и барона Мюнхаузена, немецкого проповедника-антифашиста и Данте? Чем плоха сковородка вместо цветов? О чём напоминают грязные подсвечники? Читайте интервью протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, — узнаете!

Первое, что пришло в голову, когда я стал размышлять над темой равнодушия, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это упадок такой степени, когда дальше уже невозможно. Равнодушие — состояние страшное. Мы думаем: убил человек человека — это грех, страшно. Ограбил — грех, страшно. Предал — то же. А равнодушие — что в нём такого? Однако так только кажется.

У польского писателя Бруно Ясенского есть незаконченный роман «Заговор равнодушных». Он начинается словами одного из героев, Роберта Эберхардта: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Получается, что если где-то совершилось убийство, перед этим имело место равнодушие большого числа людей.

 

Давний недуг человечества

Вспомним Священное Писание, где говорится о страданиях Спасителя. Его сутки пытали, потом вели через весь город, прибивали ко кресту. В это время основная часть людей что делала? Они, по словам апостола, стояли и смотрели. Убийство Богочеловека произошло по воле тысячи равнодушных людей. Облечённых властью, как Пилат, простых исполнителей, как солдаты, и всех тех, кто стоял и ничего не делал. А ведь среди них были те, кто ел еду, которую Господь им раздавал, и те, чьих родственников Он исцелял. В итоге они остались равнодушными. Потому за каждым зверским преступлением стоит равнодушие — паралич души, как называл его Чехов. В наше время, время распространения этого греха, верующие люди ни в коем случае не должны быть равнодушными.

Данте в «Божественной комедии» так изображает участь равнодушных:

То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.
Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.

Эти строки — пример того, что равнодушие — грех, присущий человечеству на протяжении всей истории его существования. О том же писал Лермонтов в стихотворении «Дума»:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Бездушность лежит в основании всех больших бед и несчастий. Нам нельзя быть такими. Святые попали в Царствие Небесное потому, что не были равнодушными — к тому злу, что видели вокруг, к нравственным порокам. Таким был, к примеру, Иоанн Креститель: рядом с ним было много достойных людей, но никто не сказал Ироду правду, не посмел обличить его.

 

Равнодушие к себеВ чём и где проявляется равнодушие?

Равнодушие может быть направлено на себя, когда человеку всё равно, какой у него образ жизни, как он выглядит, ведёт себя и что говорит. Его не заботит вопрос спасения, смысла жизни.

Равнодушие может ярко проявляться в семье, когда людям совершенно не интересно, чем живут их близкие. Потом эти люди выходят в общество и заражают его своим отношением ко всему. В результате формируется социум, где не уступают место беременной женщине или старику. Мне порой кажется, что даже если кого-то начнут убивать, эти люди будут так же равнодушно смотреть в сторону, разве что сделают погромче звук на своих телефонах.

Равнодушие наполняет наши храмы. Может быть, я жёстко отношусь к тому, что вижу… Люди спрашивают: «Батюшка, когда можно покидать храм?» Отвечаю, что после отпуста священника, когда закрываются царские врата. И вот эти благочестивые люди чуть ли не соревнование устраивают, кто первый из храма убежит. Им не важно, что в храме грязно, что подсвечники в воске, что скоро будет богослужение, к которому надо всё подготовить. Меня это пугает. Неравнодушный поинтересуется, откуда берутся в храме тепло, просфоры, свет, чистота внутри и снаружи. Большинству это не нужно, потому что у нас потребительское отношение к Церкви и Богу.

 

Хуже ненависти

Господь тысячи лет назад обличал такое отношение: «Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25-29). Законник начинает мерить людей категориями, а ведь любовь не знает категорий, она любит всех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит нас: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Господь рассказывает законнику притчу о добром самарянине. Какой вывод можно сделать из неё? Равнодушие — это противоположная сторона любви. Это хуже, чем ненависть. Ненависть — это открытое противостояние любви, а равнодушие — скрытое противление ей. Человек не хочет любить никого, ни ближнего, ни Бога, ни даже себя, потому что тогда он бы занимался собой, своей душой.

Святые отцы о равнодушии:

«Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближним» (прп. Паисий Святогорец).

«Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит его, сам того не сознавая» (прп. Ефрем Сирин).

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро станет смотреть на него с удовольствием» (свт. Василий Великий).

«Если мы не будем к добродетели стремиться с любовью и охотой и к пороку не будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той» (свт. Иоанн Златоуст).

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь» (прп. Амвросий Оптинский).

 

Как приблизить приход антихриста?

Барон МюнхаузенВ Священном Писании говорится, что главной причиной прихода в мир антихриста будет человеческое равнодушие, потому что от множества беззаконий охладеет любовь. Беззакония творятся именно потому, что люди равнодушны. Каждый человек, проходящий мимо чужого горя, каждый, кто не мыслит о том, чтобы принести миру что-то доброе, способствует приходу антихриста.

Помните, барона Мюнхаузена считали безумным, потому что у него в ежедневном расписании значилось «совершить подвиг»? Человек хотел каждый день проявлять неравнодушие, а окружающие считали это ненормальностью. Если бы мы, православные, каждый день вставали и себе говорили: «Сегодня я совершу подвиг», — как было бы хорошо! Пусть таким подвигом будет молитва, например. Я вырву себя из объятий сна на пятнадцать минут раньше и уделю их Господу Богу. Пусть моя молитва будет основой этому дню. Потом я поеду на работу и уступлю место старику, женщине, ребёнку или попрошу об этом тех, кто сидит, и так далее. А когда закончу день, подойду к иконе и расскажу Господу о том, что сделал. Ведь Он сотворил меня для того, чтобы мир благодаря мне становился лучше. Если я ничего не сделал, проявил равнодушие, то зачем я нужен? Очень важно пересмотреть свою жизнь и начать бороться с равнодушием.

 

Чёрствость: равнодушие или черта характера?

Чёрствость — это синоним равнодушия. В Ветхом Завете сказано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Если ты понимаешь, что у тебя каменное сердце, то попроси Господа изменить его, если же коснеешь в этом грехе, то ты равнодушен к себе и спасению своей души. Почему ты не просишь Господа о помощи? Апостол говорит: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).

Почему мы не просим, если можем просить? Если осознаём склонность к какому-то греху, просить необходимо! «Господи, убереги меня от этого, я не могу сам справиться! Сделай что-нибудь, помоги мне!» Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне. Закрыться от всего мира и говорить, что у вас такой характер — это какое-то отчаянное состояние.

 

Мартин Нимёллер

Мартин Нимёллер

Новые названия старых болезней

Сейчас придумали много слов, которые как будто оправдывают чёрствость и равнодушие. «Я индифферентен», «я нейтрален» — предполагается, что это не равнодушие, а что-то другое. В этой связи мне вспоминается Мартин Нимёллер, протестанстский богослов и пастор. Сначала он поддерживал нацистов, антикоммунистическое движение, приход к власти Гитлера. Потом разочаровался в фашистской идеологии, стал лидером Исповедующей церкви. Ещё позже его арестовали и отправили в концлагерь.

После окончания войны он написал слова, облетевшие весь мир: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Он понял, что нельзя быть равнодушным. Политика «моя хата с краю», «я нейтрален» — губительна. Что значит нейтрален? Для тебя добро и зло равнозначны? А если взять религиозные аспекты, получается, что человек нейтрален и к Богу, и к Его противнику? Тогда куда ты попадёшь — в рай или ад? Думаю, в ад нейтральному человеку попасть совсем не хочется.

 

Почва многих грехов

Равнодушие рождает самые страшные преступления. Вспомним деяния апостолов. Когда Ирод погубил первого патриарха Иерусалимского, апостола Иакова, его подданные ничего не сделали. Ироду это понравилось, и начались первые гонения на христиан. Если провести параллель с тем, что сейчас происходит в нашей Церкви, то можно заметить, что всё происходит с молчаливого согласия множества наших сограждан. Они закрывают глаза на то, что делают с верующими людьми, их это не касается. Для кого-то это далеко: «Вот придёт ко мне — тогда буду думать, как быть». Для другого это не важно, потому что его проблемы христиан не волнуют, он не христианин.

Всем людям, независимо от их вероисповедания, надо понимать, где добро и где зло. Как учит апостол: чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Надо руководствоваться не своими сиюминутными принципами, а категориями вечности. Тот, кто так живёт, не может быть равнодушен. Даже маленькие, локальные проявления горя, несправедливости для нас важны и серьёзны. Иначе получается так: все мы хотим, чтобы наши друзья и знакомые были добрыми людьми, а сами не хотим такими быть. Мы ищем грех вокруг, а он лежит в другой плоскости: в нас.

Грех равнодушия — очень тяжёлый. Он лежит в основе очень многих грехов. Например, казалось бы: какое отношение он имеет к чревоугодию, но оказывается, что чревоугодник сначала стал равнодушен к себе, а потом уже начал есть что попало или без ограничений. Так же и убийца: он сначала стал равнодушен к ценности жизни другого человека, его страданиям. С другой стороны, если мы посмотрим на жизнь этого убийцы, наверняка окажется, что его окружали равнодушные люди. Он холоден к страданию других, потому что к нему был безразличны в детстве, юности.

 

Сковородка против цветов

Дети — жертвы пороков взрослых. Михаил Шемякин. Болотная площадь, Москва.

Дети — жертвы пороков взрослых. Михаил Шемякин. Болотная площадь, Москва.

Одно из проявлений равнодушия — отсутствие внимания друг к другу. Мы можем жить в одной семье, но не замечать нужд друг друга, а ведь то, чего мы не замечаем, может быть очень важно для нашего близкого человека. Например, жена хочет, чтобы я подарил ей цветы, а я говорю: ну зачем они тебе, давай я лучше подарю тебе сковородку! Она полезнее. Я покупаю сковородку, она улыбается, принимает мой подарок, но ей хочется цветы. Это тоже равнодушие, потому что ты не проявляешь внимания к нуждам человека, его желаниям. Ты меряешь его по себе. Мне цветы не нужны, я за сковородку. Это кажется мелочью, но ни к чему хорошему не приводит. А потом в такой семье рождаются дети.

Недавно я присутствовал на заседании комиссии по предотвращению насилия в семье и обществе. Обсуждали проблему: один мальчик в детском саду ведёт себя очень агрессивно, а ещё выяснилось, что он постоянно хочет спать. Стали расспрашивать родителей. Они говорят: «А что вы хотите, мы приходим с работы уставшие, в восемь часов ложимся спать, а он до трёх ночи смотрит кино в интернете». Мальчику пять-шесть лет. Родители считают, что в этой ситуации нет ничего плохого: они ведь работают для того, чтобы его обеспечить, чтобы у него всё было. То, что он до трёх ночи смотрит неконтролируемую информацию, для них нормально. Кто знает, что видел этот ребёнок? Можно ли удивляться, если со временем из него вырастет асоциальный человек? Чего хотеть от молодых, если они растут в равнодушных семьях?

Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.

 

Равнодушный не может быть счастливым

Мне, прежде всего, хотелось бы, чтобы человек не отмахивался от этой проблемы, покопался в себе, заглянул в душу поглубже. Мы все заражены равнодушием, и я в том числе. Оно касается каждого из нас, мы встречаемся с ним ежедневно. Надо для начала в своей семье определить: что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь близких? Например, это могут быть хорошие добрые слова, с которых начнётся их день. Это очень простые вещи, но как же они важны! Не надо ждать, когда к нам будут проявлять внимание, будем сами стараться дарить его. Пусть вам несколько лет не будут отвечать на наши «доброе утро» и «как дела», но оттого, что вы это делаете, вам же будет лучше. Постепенно и люди вокруг вас изменятся.

Надо подумать, что можно сделать для своего прихода. Мы пришли на всё готовое в храме, ушли, не думая, кто создал всё, что нас окружает. Правильно ли это? Сейчас есть угроза того, что мы можем лишиться наших храмов. Думаю, это не случайно: большинству людей храмы, к сожалению, не нужны — за исключением небольшой группы людей, которые в них трудятся.

Не хотите равнодушия вокруг — сами не будьте равнодушными! Тогда обретёте земное счастье и спасёте свою душу. Если ты несчастлив, значит, равнодушен. Равнодушный не может быть счастливым. Счастлив тот, кто видит чужую боль и помогает, кто прощает обиды, сеет добро. Желаю всем понять это — и не оставить равнодушию ни единого шанса.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100