Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Михаил Фоменко

Что изменит в нашей жизни новый церковный год?

РешимостьЦерковное новолетие — прекрасный повод для того, чтобы начать наконец бороться с каким-нибудь самым неискоренимым нашим грехом и меняться к лучшему. В году таких поводов немало: только новых годов — целых три, и все три мы помним и отмечаем. Почему мы так любим праздновать начало новой жизни и действительно ли нужен для этого начала календарный повод?

О самом подходящем времени для перемен и синдроме отложенной на потом жизни рассказывает магистр психологии Донбасского государственного педагогического университета, настоятель Пантелеимоновского храма при второй городской больнице Горловки протоиерей Михаил Фоменко. Он же даёт советы, как добиться перемен в своей жизни.

 

Почему мы празднуем три новых года?

Своим появлением церковный новый год обязан византийским императорам. В 537 году Юстиниан I Великий подписал указ, согласно которому 1 сентября считалось началом года. К этому дню также привязали сбор пошлин. «Налоговый год» называли индиктом. Это название закрепилось и за новым годом. Церковным он стал называться после того, как вместе с Православием и многими византийскими традициями пришёл на Русь: ведь «светский», а вернее, языческий новый год здесь отмечали 1 марта.

Так продолжалось, пока в 1700 году Пётр I не отменил византийский календарь и не перевёл страну на юлианский. По новому календарю год начинался с 1 января, однако дату 1 сентября продолжили отмечать по традиции. Школы и училища вели отсчёт лет, придерживаясь старого календаря. По сей день 1 сентября начинается новый учебный год.

Откуда же взялось 14 сентября? Здесь всё просто. Это и есть 1 сентября — по новому стилю. После революции календарь снова поменяли: на григорианский. Юлианский календарь остался в жизни Церкви. Расхождение между ними составило 13 дней. Эта разница увеличивается примерно каждые 130 лет на один день из-за несовпадения високосных годов в двух календарях. Так что скоро 1 сентября по церковному календарю будет соответствовать 15 сентября по новому стилю.

Разнице почти в полмесяца между календарями обязан своим появлением и Старый Новый год — 1 января по церковному календарю, что соответствует 14 января по григорианскому. Поразительно, но все три новых года мирно сосуществуют в нашем календаре и с огромным удовольствием отмечаются людьми, а некоторые даже пытаются реанимировать 1 марта — исторически самую раннюю дату празднования нового года на Руси.

 

Церковный год как время для подготовки к переменам

Все люди развиваются поэтапно. Для того чтобы ребёнок превратился во взрослого человека, нужно время. В жизни взрослого каждому важному событию предшествует подготовка. У христиан тоже есть этапы духовного взросления и особые моменты в церковном году, которые могут стать вехами на этом пути. К Пасхе нас готовит Четыредесятница, к ней — несколько подготовительных недель. Святые отцы не рекомендуют браться за серьёзный духовный подвиг без предварительной подготовки. Мы готовимся к Святому Причащению и таинству Исповеди. Даже просто перед посещением храма заранее настраиваем себя на нужный лад.

В человеке заложено такое поэтапное движение. Наш мозг вначале всё просчитывает, и лишь затем, в определённый момент времени даёт команду к действию. Спонтанные действия без подготовки — это состояние аффекта. Они означают, что человек собой не управляет.

АльпинистАльпинист не сразу поднимается в горы: сперва он выбирает снаряжение, проходит физическую подготовку, просчитывает маршрут. Что бы произошло, если бы он сразу от желания покорить вершину перешёл к делу? В лучшем случае он бы сошёл с дистанции на середине пути, в худшем его ждала бы смерть. Чтобы этого не случилось, ему даётся время на подготовку.

Любые перемены в духовной жизни нельзя начинать спонтанно, просто выбрав для этого календарную дату. Однако эта дата может стать вехой, к которой завершится подготовительный период перед важными переменами.

Приурочивать начало движения к какой-то дате — полезная привычка, как и совершать его поступательно. Даже святые отцы вначале упражнялись в малом, чтобы затем иметь успех в большем доброделании. В малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф 25:21), — говорит Господь.

 

Завтра, которое никогда не наступает

Нередко наше стремление к переменам заканчивается словами. Мы желаем их на словах, но наше внутреннее духовное состояние говорит об обратном. К духовной жизни также можно применить психологическое понятие прокрастинации — когда мы откладываем всё на потом. Святые отцы называют это гораздо проще: лень. Здесь подойдут их советы о том, как бороться с этой страстью, мешающей нам преодолевать все остальные.

 

Святые отцы о борьбе с ленью

Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную?

Авва Исаия

Леность никогда не будет обладать тобою во время псалмопения.

Свяжем теперь и сего мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах; и когда оно предстанет нам, предложим ему подобающие вопросы.

Прп. Иоанн Лествичник

Держи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого, и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь дать самый подробный отчёт.

Прп. Никодим Святогорец

Надо просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает.

Для прогнания этой страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при этом смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно освобождает от плена лености.

Прп. Макарий Оптинский

Страх Божий и память смерти прогоняют леность.

Прп. Иосиф Оптинский

Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвой краткой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную», — их отражать.

Прп. Антоний Оптинский

Леность рождается от самомнения с тщеславием.

Прп. Феофан Затворник

С точки зрения психологии, лень — сложившаяся черта характера, которая создаёт в жизни серьёзные проблемы. Человек всё время не доделывает начатое, он слабо мотивирован что-либо изменять в своей жизни, непоследователен в своих действиях. Как с этим бороться?

 

8 лайфхаков для того, чтобы начать меняться к лучшему

Перемены1. Всегда доделывать любую работу. К этому нужно подготавливать человека с ранних лет, воспитывая ребёнка, следить, чтобы он не оставлял дела на потом. Всё, что нужно сделать сегодня, должно быть сделано сегодня, а не завтра. Так формируется черта характера.

2. Вдохновиться селф-мейд и стать им. Нами управляют наши привычки, но взрослый человек потому и взрослый, что он имеет возможность сам творить себя. Модный сегодня термин — «селф-мейд». Дословно он означает «сделавший себя сам», а не дословно — добившийся успеха в чём-либо своими силами, без какой-то помощи извне.

Людей вдохновляют примеры, когда ребёнок из бедной семьи, не имеющий никаких возможностей, становится известным учёным, актёром, певцом, писателем, бизнесменом благодаря лишь собственным талантам и усилиям. О таких известных личностях пишут мотивационные статьи, примеры их жизни приводят на мастер-классах и психологических тренингах. Действительно, взрослый человек может скорректировать то, что было заложено в него в детстве. Для этого нужны большое желание и волевые усилия.

3. Отказаться от чужого внимания. Иногда люди делают что-то в самый последний момент или не делают вовсе, чтобы на них обратили внимание. Особенно распространено это в трудовой деятельности. Нет, они не желают конфликтов, ссор и скандалов, к которым это в итоге может привести, и, наоборот, стараются их всячески избежать -загладить свою вину или попытаться успеть. Возможно, так они подчёркивают свою значимость. Возможно, в жизни человека что-то случилось, у него какие-то душевные переживания, до которых никому нет дела. Прокрастинацией он неосознанно пытается обратить на себя внимание.

4. Перестать перекладывать ответственность на других. В психологии есть такое понятие: «вторичная выгода». Это очень часто проявляется в детстве. Однажды ребёнок заболел и пропустил занятия в школе. Ему это понравилось, и через какое-то время, сильно не желая идти в школу, он начинает хандрить. Родители смотрят, с ним что-то не то, и не пускают его на уроки.

Во взрослой жизни происходит то же самое. Один раз человек что-то не успел, и за него важную задачу доделал кто-то. После этого уже любые трудные дела он неосознанно старается не успеть — в надежде, что их сделает кто-то другой. Часто такие проблемы может решить только психолог. Это уже сформированная привычка, от которой не так-то легко избавиться.

5. Определиться, с кем ты. Святые отцы говорят о том, что откладывающий на потом перемены в своей жизни человек — духовно расслаблен. Так происходит, когда человек несерьёзно относится к своей духовной жизни. Апостолы предупреждают: Блюдите убо, како опасно ходите! (Еф. 5:15). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8).

Человек думает: вроде бы надо начать бороться с этой пагубной привычкой, но, с другой стороны, все так делают, да и не очень хочется с ней бороться. В этом случае он пытается усидеть на двух стульях: и вести христианскую жизнь, и быть как все, остаться и с Богом, и с миром.

6. Заняться спортом или физическими упражнениями. На духовную собранность влияют окружение, в котором человек находится, и его волевые качества. Одно из исследований утверждает, что спортсменам легче бороться со страстями и соблюдать пост, чем людям, не занимавшимся спортом. С помощью тренировок тела человек развивает свою волю, и это помогает ему в духовной жизни.

У человека, не приученного к спорту, часто нет системности. Из-за этого откладывается на потом борьба со страстями, нарушается пост: сегодня я буду поститься, а завтра, ладно, сделаю себе поблажку. Человек не ставит перед собой цели для достижения, а, наоборот, завидев цель, всячески старается её обойти.

Альпинист7. Взглянуть на себя глазами другого человека. Это очень отрезвляет, сразу становится ясно, что не так мы делаем. Сделать это непросто: ведь зачастую когда кто-то другой нам делает замечание, мы обижаемся и не можем этого пережить.

8. Не ждать каких-то дат для того, чтобы начать. Тому, кто поступательно борется с греховными привычками, православный календарь поможет. Церковный новый год станет важной вехой для нового этапа в этой борьбе. Человеку же, привыкшему откладывать важные дела как можно дальше, опасно ждать нового года как повода для начала перемен: он легко может упустить этот шанс и отодвинуть свою духовную жизнь на потом, ещё на целый год…

В Евангелии Господь призывает христиан всегда бодрствовать: Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36). В жизни христианина не должно быть какого-то особого периода духовного бодрствования и остального времени расслабленности и беспечности. Состояние готовности вести борьбу с грехом должно быть у нас всегда. При этом, конечно же, к важным вехам на пути этой духовной борьбы нужно готовиться. Помните о том, что самый важный день для перемен — это сегодня, абсолютно в любой день. Ведь завтра может и не наступить.

Записала Мария Цырлина

Читайте также:

Зачем праздновать церковный новый год?

Как бороться со страхом?

Опасно ли всегда говорить «да»?

 

Цитата дня

«

Не как ты хочешь, а как Бог даст.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100