Официальный сайт

Протоиерей Ростислав Белогуров, протоиерей Сергий Капитоненко

День 12. Умереть, чтобы воскреснуть

Затопленный мирВ пятницу второй недели Великого поста Церковь свидетельствует нам о том, что самые радостные вести приходят в самые тяжёлые моменты, что жизнь по плоти заканчивается смертью, а жизнь по духу приводит к бессмертию, и напоминает, что корень всех проблем человека — в ошибочных желаниях его сердца.

Книга пророка Исаии, глава 7

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 4и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: 6пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8 ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Протоиерей Ростислав Белогуров:

«Всколебалось сердце царя и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу», — такими словами описывает пророк страх в иудейском царстве от угрозы приближающегося врага. Родное отечество в состоянии войны — это большое горе для всех. В такой критический момент дому Давидову было произнесено знаменитое пророчество Исаии о пришествии в наш мир Христа Спасителя: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Это имя означает «с нами Бог».

Иисус Христос дарует прощение, надежду, силы, утешение, радость всегда и во веки. Нужно только этого захотеть и обратиться. Мы сами выбираем, каким духом нам жить. Человек без горячей веры, что бы ни делал для себя, собирает лишь иллюзии, которые иссякнут, как сон. А дух войны?! Влекомые этим духом люди жаждут крови, денег, власти, оружия, покровительства, славы, выгоды.

А что имеем мы?! Ответ дает свт.Григорий Богослов в одном из своих стихотворений:

«Пусть в дольнем мире возмущается все жестокими житейскими бурями; пусть здесь время, как шашками, играет всем: и красотою, и доброю славою, и богатством, и могуществом, и неверным счастьем! А я, крепко держась за Христа, никогда не покину надежды, что увижу сияние во едино сочетаваемой Троицы, когда достояние великого Бога, теперь смесившееся с плотью, а прежде образ Божий, вступит в единение с небесным».

Протоиерей Сергий Капитоненко:

Книга Бытия повествует нам о трагической и загадочной судьбе мира людей, который предшествовал нашему — мира допотопного. Господь Бог не пощадил мира людей от Адама до Ноя и навел на них великий потоп, из которого смогли спастись только восемь душ семейства праведника Ноя.

Почему же Бог уничтожает мир, который Он создал? В чём причина?

Бытие, глава 5

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Глава 6

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Мы видим, что Бог называет этих допотопных людей плотью. Однажды апостол Павел в послание к римлянам сказал о христианах: «вы же несте во плоти» (Рим. 8:9).

Почему мир допотопный был плотью, а мир христианский «не по плоти»? Потому, что род человеческий перед потопом был непричастен Духу Божию, был исполнен зла и греха во всех своих делах и помыслах, растлен в своих желаниях, такой человек служит не Богу, а плоти.

Человек, духовно возрождённый благодатью Божией, более служит Богу, нежели своей плотской похоти. С ним происходит определённая метаморфоза: умерев ветхим человеком в Таинстве Крещения, человек рождается в жизнь новую, христианскую.

Параллель с этим чудесным новозаветным перевоплощением мы видим в сегодняшнем тексте Книги Бытия: в потопе погребён весь человеческий плотский род, но в тоже время возродился спасшийся в ковчеге праведный новый род пророка Ноя.

Все мы в Таинстве Крещения погребаемся со Христом в смерть для истребления нашего ветхого человека и восстаём вместе с Ним для того, чтобы войти в Его вечную жизнь, в Царство Небесное, в Его святую и бессмертную Церковь — начать новую, обновлённую Жертвой и Воскресением Христа жизнь.

Отрывок из Притч Соломона наполнен уже новозаветными, евангельскими интонациями.

Притчи Соломона, глава 6

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23 ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, 24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Глава 7

1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа, — и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Если заповеди Ветхого Завета говорили преимущественно о поведении человека, то здесь премудрый автор обращает наше внимание на то, что бывает причиной наших дел, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Мы зрим буквально в корень греха.

Во второй главе Книги Премудрости Соломон говорит: «Завистью диавола вошла в мир смерть».

Зависть — это настоящий яд для души, это огонь, который готов сжечь самого человека. И абсолютно не важно, чему завидовать: чужому богатству, чужой славе, чужой жене — зависть одинаково беспощадна к человеку. Недаром её действие сравнивается с обжигающим огнём.

И вор, и убийца, и прелюбодей — все они действуют по наущению дьявола, по его примеру, по его свойству, которое есть зависть.

Действие этой страсти чем-то напоминает самоубийство человека и его души, поэтому премудрый Соломон и восклицает: «О безумный! Зачем ты губишь душу свою?! Кто в здравом уме делает это?! Не возжелай этого в своем сердце, сохрани его от дьявола, закрой его от погибели!»

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

День 10. Каинистическая цивилизация

День 11. Посмотри на муравья

 

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100