Официальный сайт

Игорь Граченко: Цель моих фотовыставок — показать возрождение Святой Руси

О православных фотовыставках, своём увлечении фотографией и мечте каждого фотографа рассказывает член Национального союза фотохудожников (НСФХ), член фотоклуба ЮРИС, автор православных фотовыставок «Крещению Руси — 1025 лет» и «Памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира» Игорь Граченко.

 

— Расскажите о Вашем пути к фотоискусству. С чего началось Ваше увлечение фотографией?

— Фотографией я занимался с детства. Я в молодости увлекался водным туризмом, у меня был ещё плёночный фотоаппарат «Смена 8». Я удивляюсь, как получались красивые фотографии… Сплавляясь на байдарках, фотографировал Кавказ, Карпаты… Позже я приобрёл фотоаппарат «Зенит», делал в основном семейные фотографии. Но уже когда пришло время цифровой фотографии, начал заниматься в краматорском фотоклубе «Юрис» — немалоизвестный фотоклуб, оттуда у меня и наставники.

Когда я купил первый цифровой фотоаппарат, я в то время работал на строительстве нашего краматорского собора. И вот впервые я поехал на престольный праздник в храм Серафима Саровского в Славянском районе. Там совершалось освящение престола архиерейским чином, был крестный ход…

Владыка Иларион с антиминсом стоит у ворот, прочитал молитву на вход в храм (по правилам в храме никого не должно быть). Он прочитал молитву, и вдруг громадные двери храма открываются настежь. Владыка в недоумении: кто посмел открыть без его ведома? Оказывается — двери сами распахнулись, такое маленькое чудо произошло у нас. Дальше священники, владыки зашли в алтарь, мы не понимаем, что произошло. Смотрю — владыка плачет, все вокруг него…

Я стал свидетелем маленького чуда, и это была моя первая фотография. Я ещё толком не умел пользоваться цифровым фотоаппаратом, но всё это отснял. Об этом узнали наши местные журналисты, попросили у меня фото, с моих слов записали, и это был мой первый репортаж. Кто знал, что с того времени у меня будет очень много репортажей…

Меня пригласили в Святогорскую лавру фотографировать визиты Святейшего Патриарха Кирилла, дальше я снимал все наши престольные праздники, мероприятия в епархии. Я числился внештатным фотокорреспондентом, безо всяких аккредитаций попал на Собор, когда избирали Патриарха Кирилла. Побывал также на похоронах Святейшего Патриарха Алексия ІІ. Как аккредитованный фотокорреспондент, стал посещать все празднования Крещения Руси в Киеве, снимал и в паломнических поездках: побывал на Валааме, объехал все Лавры.

Занимаясь в фотоклубе, смотрю — мои коллеги, наставники выставки делают — пейзажи, натюрморты… Я спросил: «А могу ли я?». Они — «Конечно!». И так у меня получилось, сегодня я уже вывешиваю десятую выставку.

— Какое Ваше самое яркое детское воспоминание о фотографии?

— Это мои фотографии из пионерского лагеря. Там у нас была дружная компания, нас фотографировали, и эти фотографии у меня сохранились до сих пор.

— Что для Вас фотография?

— Я раньше так серьезно не относился к фотографии, но потом понял, что через фотографию человек открывает своё мировоззрение, свои мысли, свою жизнь. У одних фотографов — корабли, у других — машины, у третьих — девчата… Мне нравится именно православная съемка.

Как меня учили в фотоклубе, перед тем, как идти снимать пейзаж, нужно послушать музыку, например, классическую, почитать стихотворения, чтобы расположить душу. Для меня же при съёмке нет ничего лучше церковного пения, общей молитвы — это настраивает на фотографию. Порой люди удивляются — как можно было такое сфотографировать? Это невозможно. Оказывается, всё возможно с Божьей помощью. Мой рассказ о себе выражается именно через фотографии. Каждый ведь снимает то, что ему нравится, так и складывается впечатление о человеке.

— Бывали ли какие-нибудь интересные случаи во время съемки?

— Интересные случаи были, когда к нам приехал Патриарх Кирилл. Нас всех распределили, мне достался самый ответственный участок — встреча Патриарха. Еще будучи паломником, во время визита Патриарха в Троице-Сергиеву лавру, я оказался с ним один на один — кстати, эти фотографии здесь есть. Там были сотни фотокорреспондентов, всех выстроили, а меня загнали в угол, и получилось так, что Патриарх на меня идёт, и я его снимаю с расстояния двух метров.

Еще меня очень тронула съемка освящения Престола, здесь тоже эта есть фотография. Каждый репортаж — это как событие в моей жизни. Проходит год, у меня собирается большое количество фоторепортажей — и я делаю выставку.

— Возникают ли у Вас трудности во время съемки в храме и как Вам удаётся их преодолевать?

— Трудностей практически не бывает. Главное — при съёмке на богослужениях знать, когда можно щёлкнуть, а когда нельзя (есть такие моменты, когда не положено снимать). А трудности бывают, когда очень много людей — на патриарших службах, например. Волей Божией у меня всё получается, жаловаться я не могу. Проблем нету, одна радость только при съёмке.

— Какие святые места ещё хотелось бы посетить?

— Хочу попасть в Грузию, меня приглашают друзья. Но опять же, есть финансовая сторона, дорого очень. На Святой Земле я ещё не был, хочу и на Соловки. Но это пока только мечты, как Господь управит…

— Как возникла идея создания выставки, посвящённой 1025-летию Крещения Руси?

— Сама собой она и возникла. Я выбрал те фотографии, которые собирают возле себя народ во время выставок. Слава Богу, за 9 предыдущих выставок я определился — у этой фотографии люди остановились, у этой…

Особенно мне дороги фотографии Патриарха Алексия — это 5 лет назад во время его визита в Украину на 1020-летие Крещения Руси. А та фотография, где Патриарх стоит в Троице-Сергиевой лавре — это ещё раньше, тогда я ещё был начинающим фотографом.

Остальные фотографии идут поэтапно — празднования Крещения Руси, наши престольные праздники. А самые запоминающиеся фотографии — это когда к нам привезли Плащаницу Пресвятой Богородицы. Снимал я и встречу, и проводы — сколько было народу! Люди стояли круглые сутки. Она у нас трое суток была, и все трое суток — нескончаемая очередь людей. Говорят — модно. Какая мода может заставить стоять с детьми 5-8 часов ночью? Со всего Донбасса съехался народ, встречали Плащаницу, провожали. Это была самая запоминающаяся съемка.

— Какой главный творческий посыл этой выставки?

— Популяризация православия — показать нашу веру православную, красоту богослужений. В некоторых кадрах видны лица людей без всякого лицемерия, с радостью, молитвенными взглядами… Это и есть целью моих выставок — показать именно православие, нашу единую Святую Русь и то, как наша Русь возрождается. Жалко, что пения нельзя передать фотографией, это уже видеосъемка.

— Как бы Вы охарактеризовали эту выставку? Чем она отличается от предыдущих?

— Именно для Киева я привёз то, что понятнее для киевлян. В Донецк я вёз снимки праздничных Богослужений в нашей епархии, в Донецкой епархии. У нас они радостно воспринимались, я их раздариваю, печатаю по несколько раз. Формат этой выставки — именно те работы, у которых собирались зрители, где и без названия понятно, что несёт эта фотография.

— Что для Вас самое сложное в православном фотоискусстве?

— Самое сложное — это собирать на выставках множество людей. Ведь фотография — это остановленное мгновение, глядя на которое, ты вспоминаешь событие и душой, и сердцем. Как сказал Патриарх на последнем Соборе — без средств массовой информации повлиять на умы и сердца целых народов невозможно. Чем я и занимаюсь — влияю на умы и сердца, донося информацию именно через фотографию.

Когда человек смотрит на фотографию, на которой изображён автомобиль, о чём он думает? Если смотрит на моделей — о чём он думает? А именно православная фотография — молящиеся детишки, священник с кадилом, красота архитектуры лавры — только о Боге. Это и есть самая главная цель каждого фотографа — донести, попасть в душу, сердце, ум, чтобы каждый человек задумался.

Дарья Кривошея,

16 июля 2013 года

сайт Духовно-просветительского центра в честь Воскресения Христова

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100