Официальный сайт

Как правильно праздновать «старый Новый год»?

Старый Новый годМожет ли православный человек праздновать «старый Новый год»? Что это за праздник? Что можно делать в этот день и чего делать однозначно не нужно? Рассказал протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.

 

Размышлять о важном в святочные дни

Я надеюсь, что для людей верующих такой вопрос не стоит и прописные истины им повторять нет смысла. В течение года мы можем отмечать Новый год несколько раз: это церковное новолетие в сентябре, гражданский Новый год, который все празднуют в Рождественский пост, и упомянутый уже «старый Новый год» 14 января. Для христиан последний — это праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого. Как проводят этот день верующие люди — понятно: они готовятся к литургии, в идеале — к причастию. Священники имеют возможность напомнить людям о великом святом, который за свою короткую жизнь сделал столько, что и поверить трудно. Что касается праздника Обрезания Господня — мы празднуем святки и в этот день говорим о Рождестве Христовом и исполнении Спасителем требований ветхозаветной Церкви. Христос проходит через все необходимые в то время этапы, это кенозис — смирение Бога воплотившегося, пришедшего в мир и уничижившего Себя.

В этот праздник мы читаем Евангелие от Луки, оно напоминает нам эпизод, когда двенадцатилетний отрок Иисус остался в храме, а Пресвятая Богородица и праведный Иосиф искали Его три дня. Вспоминаем загадочные для них слова Спасителя: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Этот эпизод перекликается с описанием Рождества, когда Матерь Божия слагала в сердце Своём слова пастухов, пересказавших пророчество ангелов. Для верующих людей эти вещи имеют огромное значение. Тот, кто открывает для себя новые грани Рождества Христова, не будет думать, как ему провести день «старого Нового года». Ему важно размышлять о событии Рождения нашего Спасителя, осознавать, как оно повлияло на историю человечества, изменило её. Когда в преддверии Рождества читается родословие Иисуса Христа, оно делится условно на три части: от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского плена, от Вавилона до Христа. Богословы говорят, что эта глава Евангелия учит: никакие политические события, смены власти, реформы не могут изменить человеческое общество к лучшему. Кто способен? — Христос и Церковь Его. Я бы рекомендовал посмотреть на этот день под таким углом.

 

Будет ли Новый год действительно новым?

Новый год имеет смысл праздновать, если он действительно становится для человека новым, то есть если этот человек меняется, покаянием преображается, находит силы на работу над собой. В ином случае любой Новый год будет старым. Оливье доели, утром голова болит, а в душе — ощущение жестокого обмана: ждали нового года и нового счастья, а ничего нового не произошло. Чтобы не испытывать разочарования, надо, как мне кажется, повзрослеть. Испытывать эйфорию от наряженной ёлки хорошо детям. Это для них праздники важны своими атрибутами: ёлка, подарки, гирлянды, фейерверки. Взрослым же никакой подарок не принесёт радости, если они по-прежнему живут во грехе, уныло и без радости.

Что касается праздника — пусть это всё будет: радость, уют, возможность пообщаться. Это семейное, это то, что важно. Мы ведь очень мало времени проводим в кругу семьи: каждый в свой гаджет уткнётся — и никого больше не надо. Люди уходят друг от друга, от общения, это — печальная реальность. Мы теряем что-то очень важное. Поэтому возможность собраться за одним столом — это прекрасно. И когда люди верующие приходят в храм, и у них хватает силы воли отключить телефон на несколько часов — это геройский поступок.

 

Посевание и гадания глазами адекватного христианина

Для человека, который находится в церковной традиции, не возникает вопроса, нужно ли посевать на «старый Новый год», какого пола человек должен первым войти в дом — он не придаёт этому значения. Люди часто боятся того, чего бояться не стоит, и не придают значения действительно страшным вещам. У современного человека сбит прицел, потеряны ориентиры, он часто вообще не знает, за что в жизни можно держаться. У верующих ситуация получше: они пытаются изучать Священное Писание, находиться в рамках церковной традиции — молиться, регулярно посещать богослужения, общаться со своими детьми. Если «старый Новый год» станет поводом встретиться с семьёй за одним столом, проведать родственников, навестить давних знакомых — это же замечательно! Если к тому же предварять всё это будет служба в храме или домашняя молитва — вообще прекрасно.

Несколько слов хотелось бы сказать по поводу посевания. Призываю людей воцерковлённых немного попридержать коней и не реагировать агрессивно. Когда где-нибудь в офисе, больнице, среди сотрудников верующий начинает рвать рубаху на груди и кричать, что посевание — это грех, а вы все тут безбожники или язычники, это выглядит совершенно неадекватно. Надо иметь снисходительное терпение. У каждого человека свой духовный возраст, поэтому имейте мудрое отношение к немощи ближних своих. Не надо бороться с ветряными мельницами и кричать, как это всё страшно и неправильно. Лучше спокойно сказать: «О, вы посеваете? А знаете, какой сегодня праздник?» — и рассказать об Обрезании Господнем, провести небольшой ликбез. Да и вообще: если ребёнка прессовать за какой-то проступок, у него будет психическая фиксация на нём. Мудрый родитель проигнорирует или спокойно объяснит, в чём тот неправ. Этот приём можно использовать и по отношению к взрослым, он тоже хорошо работает.

Конечно, всё сказанное не относится к гаданиям, которые однозначно тяжкий грех и недоверие Промыслу Божию. Но и в этом случае не надо бросаться на гадающих людей или заумно вразумлять их. Начнёшь обличать — перестанешь быть другом, а надо именно по-дружески, просто рассказать, в чём заключается опасность гаданий и почему Церковь к ним относится негативно. Несколько слов, а не лекция — и это будет иметь гораздо больший эффект, чем агрессия и неприязнь. Предостеречь по-дружески — вот идеальная реакция.

Словом, постараемся в святки держаться царского пути, то есть золотой середины, во всём: в развлечениях, еде и прочем. Главное в праздники — умеренность. Умению держать баланс надо учиться всю жизнь. Этому поможет простой принцип: быть снисходительным к другим и требовательным — к самому себе. Это будет справедливо, правильно и принесёт достойные плоды.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100