Официальный сайт

Ольга Ильчук

Как создать детский хор с нуля

Юношеский хорКак создать с нуля детский хор и не растерять его во время войны? Какой репертуар выбрать и кто должен принимать это решение? О становлении юношеского хора Богоявленского кафедрального собора «Союзу духовных композиторов» рассказала его регент Ольга Ильчук.

— Ольга Вадимовна, расскажите об истории создания такого молодого, уникального и невероятно талантливого коллектива.

— В 2013 году наш владыка, митрополит Горловский и Славянский Митрофан, заметил меня, когда я занималась детским хором и воскресной школой на приходе у своего отца в другом городе. Ему понравилось, и он благословил меня приехать в кафедральный собор и здесь заниматься такой же деятельностью. Я начала работать в ноябре 2013 года. Примерно в это же время на территории нашего собора, который тогда только строился, открылась детская площадка, и мы максимально воспользовались этим событием, чтобы дать рекламу о том, что мы набираем детей в воскресную школу и хор. Кроме того, развешивали объявления о наборе везде — на остановках, в музыкальных школах. Я прослушивала всех желающих, и деток с хотя бы минимальным музыкальным слухом мы брали.

Вначале мы набрали мало детей — всего семерых. Среди них было три девочки, которые могли более-менее держать партию, и мы для начала выучили с ними «Агиос» — трио для архиерейской службы. На Рождество 2014 года мы спели это трио и малые ектении в два голоса.

Юношеский хор— С какими трудностями Вы сталкивались в самом начале пути становления хорового коллектива?

— В кафедральном соборе был один хор, и владыка поставил передо мной задачу создать равноценный второй. Когда я попыталась набрать в него людей, мне сказали, что поющей молодёжи и взрослых нет, все уже заняты. Тогда я решила пойти другим путём — собрать детский хор. Я думала, что года за два дети научатся петь и как раз тем временем подрастут. Но в реальности перед нами встала задача выучить службу очень быстро, потому что наш хор должен был петь половину или хотя бы треть всех служб — богослужения в соборе совершаются ежедневно, и одному хору, который был на тот момент, петь на каждом из них было тяжело.

Потом началась война, и получилось так, что коллектив основного хора разбежался. Почти все разъехались, потому что у них были семьи, детей прятали от войны. Половина наших детей тоже разъехалась в другие города, но основной костяк остался, а на место уехавших приходили другие — было с кем работать. Оставшимся детям пришлось быстро встать в строй, сразу выучить гласы и много чего ещё. Два хора — и детский, и старший — сошлись в один. По ночам все в подвалах, бомбят, а по утрам службы шли, дети пели. Я не знаю, где у них силы брались. Был момент, когда даже я уехала, и дети ходили на службы уже без меня, к другому регенту, которая несла седмицу.

У нас в хоре своего рода конвейер — одни дети уходят, другие приходят. Кто-то вырастает и уезжает учиться, кто-то уехал из-за войны, кто-то просто не смог удержаться в церковном коллективе. В хор приходят даже нецерковные дети, которым это интересно, — они не привыкли к длинным службам, а у нас хористы в храме от чтения часов и до целования креста. К тому же, у нас не «пришли и разошлись», мы очень много времени проводим вместе, отмечаем дни рождения, какие-то другие события. Для меня важно, чтобы все в коллективе дружили. Дети взрослеют, у них начинается переходный возраст, и не всегда в отношениях всё идеально. Когда начинается разбор полётов, кто-то хочет разобраться до конца и остаться, а кто-то уходит.

Юношеский хор— Что или кто сформировал Ваш музыкальный «ориентир»? Какие авторы духовной музыки любимые?

Сформировал музыкальный ориентир отец, потому что он меня с двенадцати лет ставил регентовать в сельском храме, где не было регента. Тогда я просто ходила в музыкальную школу, сама ещё училась петь, партию держать. Приходилось становиться и не просто с бабушками петь, а быть главной в этом коллективе. Потом папа увидел, что мне с бабушками тяжело, и начал привлекать молодёжь. Первый мой мини-хор, даже, скорее, ансамбль, состоял из трёх человек — меня и двух моих подруг. Начинали мы с кантов по запричастном, а потом уже и полностью службы пели на три голоса.

Если говорить о моих музыкальных вкусах, они менялись очень сильно. Когда я училась в регентском, нравились концертные произведения — Березовский, Бортнянский… А когда дошло до дела, особенно когда хор только собирался и нужно было выровнять пение, мы начинали со знаменного распева в обработке. Очень много знаменных распевов есть в обработке монахини Иулиании (Денисовой), мы особенно их полюбили. Наш коллектив пристально следил за её творчеством, мы с ещё одним преподавателем даже ездили на её концерт в Минск во время войны и слушали её хор в живую. Она, оказывается, родом из Снежного. Наверное, ещё и поэтому мы её так любим.

— На Ваш взгляд, какая музыка даёт хороший рост хоровому коллективу?

К нам приходят новички — даже у тех, кто ходит в музыкальную школу, проблемы с нотной грамотой. В такой ситуации помогает знаменный распев и обиход. Но обиход наш хор не любит — мы поём его только антифонно с другим хором. Всё время ищем что-то новое, исполняем произведения современных композиторов. Почему-то многие из них берут за основу именно знаменные распевы.

Ольга Ильчук— Расскажите об особенностях управления подобным хором.

Я полностью отбросила все навыки, которые мне дало училище, потому что там форма, сетка, три четверти, четыре четверти — детский хор вообще этого не понимает. Как-то мы выставили в ютуб наше видео, так в комментариях писали: «Хор поёт прекрасно, только регент как мельница руками машет, танцует. Она только сбивает хор». Сначала я разозлилась, потом просто стало смешно. Хор потому красиво и поёт, что я «танцую». Если я буду ровно стоять, хор начнёт разваливаться. Чтобы он хорошо пел в среднем темпе, мне нужно постоянно двигаться. Дети, особенно новенькие, часто не уверены в том, что знают, как сейчас надо, и смотрят на меня. Я им почти каждое слово должна показывать. Я не могу сказать: «Пойте, как на спевке вы пели», — мы не поём каждый раз одинаково. У нас нет статичного пения.

— Какую деятельность ведёт Ваш коллектив? Расскажите в том числе о конкурсах/фестивалях.

Наш хор обязательно поёт все воскресные, праздничные и архиерейские службы. Когда было мало детей, я просила присутствовать на архиерейских службах всех, с родителями разговаривала, чтобы они разрешали детям пропускать школу. Сейчас поют только те, кто может прийти в этот день. Наши дети уже несут в соборе седмицу, ходят по очереди квартетом.

Нас полюбили городские школы и училища, институт иностранных языков — приглашают петь на свои мероприятия. Там мы чаще всего исполняем народные песни. Недавно мы участвовали в творческом вечере, который был посвящён творчеству Анны Ахматовой, пели новую песню на её стихи. На Святках мы всегда колядуем, на большие праздники проводим концерты на территории собора.

В 2015 году ездили в Москву — нас приглашали поучаствовать в концерте и рождественских гуляниях. Там мы участвовали в авторско-исполнительском вечере в храме пророка Божия Илии, что на Ильинке, возле Красной площади.

Юношеский хор в Санкт-ПетербургеВ 2017 году мы приняли участие в III Международном фестивале-конкурсе духовной музыки любительских, церковных и детских хоровых коллективов «Петровские дни», проходившем в Санкт-Петербурге. Мы подросли, репертуар расширился, и захотелось поехать себя показать и на людей посмотреть. В нашем регионе нет подобных коллективов, не с кем сравнивать. Поехали в составе 16 человек и неожиданно для себя заняли 1 и 2 места. Были коллективы, которые было интересно слушать. Во время пребывания в Санкт-Петербурге нам, как детям Донбасса, посчастливилось встречать Патриарха в Петропавловской крепости. Мы пели тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, и даже один участник нашего хора говорил слово, а мы все взяли у Патриарха благословение. Руководители других коллективов приглашали нас в Крым, говорили, что будут рады нас видеть, но это пока в проекте.

— Как Вы считаете, что привлекает молодёжь в подобные хоры?

— Я не знаю, надо спрашивать у них самих. Наверное, качественное пение, потому что духовная музыка — это не то, что сегодня модно, а завтра уйдёт. Такая музыка, как и классика, с каждым годом раскрывается всё больше.

Литургия на руинах уничтоженного снарядами Благовещенского храма Горловки, 2017 год

Литургия на руинах уничтоженного снарядами Благовещенского храма Горловки, 2017 год

Когда наш хор начал полноценно петь литургию, мы стали ездить на архиерейские выезды. У бабушек и дедушек, особенно на окраинах и в сёлах, поднимается дух, когда они видят в храме молодёжь. И нам интересно — дети что-то новое для себя видят, могут посмотреть, как живут люди. Со временем детские хоры начали появляться и на других приходах, и у владыки возникла идея сделать литургию, в которой будут участвовать только детские хоры. Решили совершать такое богослужение в Вербное воскресенье — день, когда мы вспоминаем, как дети приветствовали Спасителя. В этот день мы собираем в Горловке все желающие воскресные школы и детские хоры с неподконтрольной Украине части нашей епархии — остальным пересечь линию разграничения практически невозможно. Первая такая литургия была совершена в 2017 году. С каждым годом детей всё больше, они видят друг друга, знакомятся. Растёт уровень детских хоров, и это очень радует.

— Во время боевых действий хор на время прекратил свою деятельность. По возвращении с чего начинали? Каковы особенности деятельности хора послевоенного времени?

— Хор на время боевых действий свою деятельность не прекращал, начинать с начала не пришлось. В самое ужасное время военных действий дети, наоборот, выросли. Им пришлось петь на службе даже то, чего они ещё не знали. А время у нас и сейчас не послевоенное — ещё идут активные боевые действия, по ночам их достаточно громко слышно. Люди возвращаются, но далеко не все, кто уехал. Хор увеличился — уже года два в нём 18 человек.

Юношеский хор в Москве— Каких авторов духовной музыки Ваш хор исполняет за богослужением и на концертах?

— Мы очень любим монахиню Иулианию (Денисову). Сейчас нам очень понравился Овчинников, он тоже пишет достаточно несложные музыкальные произведения. Туев и Христов очень хорошо пишут. Недавно мы открыли для себя Майкла Азовских — это современный украинский композитор. Ещё можно назвать Кустовского и Лапаева.

У нас достаточно разнообразный репертуар. На богослужении мы полноценно поём на два хора. В соборе есть сборники произведений, которые пел правый хор ранее. Многие песнопения оттуда мы поём обоими хорами — здесь уже не выбираем. Если надо — и Бортнянского поём, и Дегтярёва, но чаще всего — такие произведения, которые считаем более молитвенными. Репертуар подбираем всем коллективом. Конечно же, прислушиваемся к мнению нашего владыки.

— Как происходит поиск нот современных авторов?

— В Интернете. Этим в основном занимается мой помощник — один из первых хористов, бас, очень общительный мальчик. Он знает, что мне может понравится, потому что вкусы у нас совпадают.

— Скажите несколько пожеланий современным авторам духовной музыки.

— Спасибо вам большое за музыку, которую вы пишете! Вы нам очень нравитесь. Пишите побольше «Агиосов», «Ис полла», потому что их сейчас мало, мы будем рады. Божьей вам помощи!

Цитата дня

«

Усопшие нуждаются в наших молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100