Официальный сайт

06 апреля 2016 г.

Митрополит Митрофан: Благовещение — праздник любви и смирения

Архиерейское богослужение в Благовещенском храме УглегорскаВ канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Благовещенском храме Углегорска. В конце богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.

…Мы видим из истории праздника, что начало нашего спасения было положено словами скромной Девы, Которая согласилась исполнить волю Божию. Когда первому человеку, который своим непослушанием отпал от Бога, было дано обещание, что «семя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3:15), время исполнения этого обещания не было указано. Человек должен был ждать. Но ждать должен был не только человек. Ждал и Господь, когда из потомков Адама появится такой человек, который сможет послужить тайне спасения и Боговоплощения, тайне пришествия в мир Сына Божия.

Какими качествами должен был обладать этот человек? Несомненно, это была и глубокая вера, и чистота жизни, любовь и доверие Богу, безграничное послушание. Но, конечно, это обязательно должно было быть и великое смирение, без которого невозможно было исполнить то, что было предначертано Богом.

Мы можем смело говорить, что весь смысл ветхозаветной истории заключался в том, чтобы появился такой человек, как Пресвятая Дева. Мы знаем, что Она родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны. Её рождение было чудом Божиим. Мы знаем, что о Ней было особое попечение Господне — Она в малолетнем возрасте вошла в Святая святых Иерусалимского храма и воспитывалась там, имела общение с небожителями.

Мы знаем, что Её любовь к Богу была так горяча, что Она произнесла обет навсегда остаться верной Ему и служить только Ему — Она не хотела создавать семью, как это было принято в то время. И священники, узнав о Её обете, после того, как Ей в четырнадцатилетнем возрасте пришло время покинуть Храм, поручили Её девство праведному человеку из Её рода по имени Иосиф, которому было больше восьмидесяти лет. Он должен был быть не столько Её мужем, сколько хранителем Её девства. Её обручили Иосифу, и Она отправилась в город Назарет, где он жил, чтобы всю Свою жизнь провести в служении Богу.

Однажды, когда Она набирала воду в колодце, Ей явился вестник, Архангел Гавриил, которого Она, вероятно, уже видела не один раз, воспитываясь в Храме Господнем, во Святая святых, и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Благословенна Ты между женами!» (Лк. 1:28). Эти слова вызвали у Неё смущение, но не потому, что Она не верила в силу Божию или не знала, что для Бога нет ничего невозможного. Она не могла понять, как Она сможет стать женой и родить, и одновременно сохранить тот обет, который Она дала Богу. Ангел в ответ на Её смущение сказал: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). И Тот, Кто от Неё родится, наречется Сыном Всевышнего и будет наследником престола отца Своего Давида. Он будет Тем, о Ком возрадуется вся вселенная. Готова ли Ты стать Его Матерью? Готова ли Ты сегодня исполнить волю Божию? Ответа на этот вопрос ждал Господь.

Сегодняшний праздник — это праздник любви и смирения. Не только смиренная Пресвятая Дева сделала возможным пришествие в мир Сына Божия. Мы можем говорить о том, что ни до Неё, ни после Неё более скромного и смиренного человека на земле не было. Но и Господь со смирением ждёт согласия воли человеческой — согласится ли человек исполнить волю Божию? Есть ли, наконец, то существо, которое согласно будет во всём быть послушным Богу? И Дева Мария отвечает: «Се, Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Её послушание, смирение и готовность во всём исполнить волю Божию и послужили тем необходимым условием, без которого невозможно было бы воплощение в мир Сына Божия, пришествие Спасителя. Именно в тот момент, когда Она произнесла эти слова, Сын Божий начал Своё бытие как Человек, как Младенец в Её чреве.

Это событие христиане во все времена воспринимали как чудо. Они видели в нём премудрую руку Божию, Его всемогущество и силу. Это то, что совершилось действием благодати Всесвятаго и Животворящего Духа. Но удивительно не только это чудо. Удивительно ещё и то, что Сам Бог теперь отождествляет Себя с Тем Младенцем, Который рождается от Пресвятой Девы Марии, Который будет ходить по земле, испытывать человеческие нужды, Который будет во всём подобным нам, даже до Креста и смерти, и Который должен будет претерпеть тяжкие страдания. А Дева Мария должна будет всё время быть рядом.

Просто ли Ей было принять волю Божию? Означало ли Её согласие и слова «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему», что теперь Её ожидает слава, честь, похвала, удовольствия и всё то, что человек для себя считает очень важным, к чему он стремится и без чего жизнь кажется ему скучной и невыносимой?

Она понимала, что теперь Её жизнь будет исполнена служения и скорбей, что Ей придётся разделить всё вместе со Своим Сыном, что, исполняя волю Божию, Она должна будет пройти через горнило трудностей и испытаний. И первое испытание, которое Ей предстоит вынести — это поношение от людей и подозрение от человека, который был добр к Ней, хорошо к Ней относился, и которого Она не хотела огорчать — праведного Иосифа.

Первое, что Ей пришлось сделать — это думать, как теперь сказать Иосифу, что Она станет Матерью Сына Божия. Разве он поверит, что Ей явился Ангел Господень и с Ней произошло событие, которое не происходило ни с кем за всю историю рода человеческого? И первым об этом узнал не Иосиф, а праведная Елисавета, которая ждала рождения Иоанна Предтечи, когда Божия Матерь пришла к ней.

Елисавета первая назвала Её Матерью Господа: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Дева Мария думала, что никто ещё не знает о том, что с Ней произошло, и обрадовалась, что праведной Елисавете открыто об этом, и Ей не нужно будет ничего объяснять. Ей хотелось с кем-то поделиться и посоветоваться, как об этом сказать Иосифу. И Она молчала до тех пор, пока Иосиф не заметил, что Она непраздная, и не начал подозревать Её в том, что Она совершила какой-то тайный грех.

По закону он должен был объявить, что он не отец ребёнка, и Её должны были побить камнями. Но, будучи человеком добрым, он захотел поступить по-другому и отпустить Её тайно — дать Ей грамоту, что он отпускает Её как муж и не имеет к Ней никаких претензий, чтобы сохранить Ей жизнь. Но он подозревал Её, смущался до тех пор, пока ему не явился Ангел и не сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1:20).

Это было только первое испытание Пресвятой Девы. А бегство в Египет вместе с Младенцем? А возвращение обратно и скромная жизнь в Назарете? А когда Господь вышел на проповедь, Она не была рядом, когда Его прославляли, но всегда была рядом, когда Ему было трудно.

Однажды Его окружили люди, и кто-то сказал: «Вон там, за дверями, стоят Твоя Мать и Твои братья». Братьями Господними называли сыновей Иосифа. И Господь, указав на учеников, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).

Она не просила вместе с апостолами сесть по правую или по левую сторону от Него, когда Он придёт во Своей славе, не просила, чтобы Он вместе с ними посадил Её судить двенадцать колен израилевых. Она скромно была с Ним, и когда все, оставив Его, бежали, осталась возле Креста. Её сердце, по слову праведного Симеона, «пронзало оружие» (Лк. 2:35).

А затем Ей предстояло взять на Себя другой подвиг. После Его воскресения из мертвых Она должна была оставаться с Церковью и утверждать в вере и апостолов, и новых христиан, которые с любовью приходили посмотреть на Ту, Которая послужила такой великой тайне. Но и после Своего блаженного успения, которое совершилось тогда, когда Господь определил, а не когда Она хотела, Она вновь получает послушание — быть вместе с Церковью, с христианами, с теми, кто почитает Её Сына, молиться и ходатайствовать за грешников, которые своими грехами вновь от Него отступают. И это послушание Она несёт до сегодняшнего дня, пребывая с нами. Вот для чего Ей нужны были безграничные смирение, терпение и любовь.

Если мы хотим следовать за Христом и стяжать благодать перед Богом, именно эти качества нам тоже необходимы. Ведь если Она услышала: «Мария, Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30), — то и мы обретаем благодать у Бога тем же самым путём. До тех пор, пока в нашем сердце нет смирения, терпения и любви, у нас нет и благодати. Даже если мы стоим в храме, читаем молитвы, ставим свечи, знаем Священное Писание. Благодать обретается тогда, когда в сердце появляются смирение и послушание, доверие к Богу.

В сегодняшний день, радуясь со всей вселенной тому, что есть среди нас такой человек, который явил высочайшие смирение и добродетель, Та, Которая с нами во все дни до скончания века, мы свою радость соединяем с просьбой и молитвой к Ней, чтобы Она тоже научила нас смирению и послушанию Богу, терпению и любви, чтобы через эти добродетели мы обрели благодать пред Богом и сподобились Его благословения.

Пусть эта молитва всегда будет в нашем сердце, когда мы видим Её святой образ на иконах, когда мы обращаемся к Ней со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пусть наше сердце всегда наполняется благодарностью Богу и Ей за тот великий подвиг смирения и любви, благодаря которому в мир пришёл Спаситель, и мы все сегодня живём уже совсем на другой земле и совсем в другое время, и у нас появились совсем другие возможности.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Поздравляю вас всех с праздником!

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100