Официальный сайт

18 января 2022 г.

Митрополит Митрофан совершил богослужение навечерия Богоявления

Навечерие БогоявленияВ Крещенский сочельник митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил царские часы, чин изобразительных, великую вечерню с чтением 13 паремий и литургией святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он отметил, что в день Богоявления благодать Божия подаётся через освящаемую воду всем людям, но её нельзя воспринять, не приложив для этого собственных усилий:

«Благодать Божья преподаётся каждому человеку, но от нас самих зависит, принять её или отвергнуть. Для того чтобы принять эту благодать, необходим определённый труд. Нам нужно прилагать усилия для достижения духовного совершенства. Необходимо сегодня стать немного совершеннее, чем мы были вчера. Именно так проявляется подобие Божие в человеке».

По заамвонной молитве владыка совершил чин великого освящения воды и окропил ею всех присутствующих.

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Крещение ГосподнеСобытие Крещения Господня описано в Евангелии (Мф. 3:13–17, Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Перед выходом на проповедь, явлением миру как Мессии, Господь принимает крещение в Иордане от Иоанна Предтечи. Для чего Господь это делает?

Святой пророк Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния. Тысячи людей входили в воды Иордана, чтобы очиститься от своих грехов. В таком крещении безгрешный Господь не имел нужды. Святитель Афанасий Великий указывает, что Сын Божий вошёл в иорданские воды, «освятив их Своим естеством», чтобы затем верующие Ему могли «обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь» (Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34).

В момент крещения Господня произошло исключительное по своему значению явление всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы — Отец говорил о Сыне с Небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Сын крестился во Иордане, Дух Святой сходил на Сына в образе голубя. Поэтому с глубокой древности этот праздник назывался Богоявлением.

До IV века Рождество и Крещение праздновались вместе как один праздник явления Христа в мир — Богоявление. К этому дню приурочивали крещение новых христиан. На литургии в дни Рождества и Крещения до сих пор поют крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (перевод — «Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись»). До наших дней дошли и другие особенности богослужения, которые напоминают о том, что Рождество и Крещение в древности были одним праздником: службы на Рождество и Крещение практически одинаковы, а дни между этими двумя праздниками называются «святками», то есть святыми, праздничными днями.

Уже с IV века возникла традиция совершать праздничное богослужение в полночь и освящать воду в водоёмах. В Палестине в полночь совершался крестный ход из храма в Иерусалиме на Иордан, к предполагаемому месту Крещения Господня, где освящалась вода.

В особой молитве, произносимой лишь в этот день, священник просит, чтобы Господь дал освящаемой воде «благословение Иорданово» и сотворил её «источник нетления». По обычаю, освящённую воду хранят в своём жилище в особом месте возле икон целый год — до следующего Богоявления. Ещё святитель Иоанн Златоуст отмечал особую святость этой воды и её удивительное свойство не портиться со временем. Вода, освящённая в сочельник или в день Крещения, называется великой агиасмой (греч. τα αγίασμα — святыня). Её пьют в исключительных случаях. Даже небольшое количество крещенской воды делает обычную воду святой. После освящения водоёма многие погружаются в него, чтобы освятиться водой, в которую вошёл Сам Господь.

В Русской Церкви из-за крепких морозов для освящения вод в водоёмах прорубают во льду прорубь в виде креста, которую называют иорданью. Но даже сильный мороз не мешает христианам в этот день погружаться в освящённую воду. Рядом с иорданью устанавливают крест, иногда — высеченный из льда.

В некоторых местах сохраняется обычай после водоосвящения пускать в небо белых голубей в память о том, что Дух Святой сошел в день Крещения Спасителя в образе голубя. В Православной Болгарии и Греции есть традиция бросать в водоём деревянный крест. Все желающие окунаются в иордань и ищут его. Выловить крест из иордани считается особым благословением.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100