Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Виталий Ворона

Можно ли христианину спорить в соцсетях?

Можно ли спорить в соцсетяхПорой кажется, что в спор надо вмешаться, но мы не решаемся, а потом думаем: вдруг это малодушие в исповедании нашей веры? Когда можно спорить и о чём? Как правильно это делать? Есть ли способ избежать споров? На эти вопросы отвечает настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери города Краматорска протоиерей Виталий Ворона.

 

Священное Писание о спорах

Споры бывают разные. Это может быть полемика, дискуссия, дебаты. Они имеют разные оттенки. Тем не менее, любой вид спора подразумевает соперничество: есть несколько точек зрения, и каждый собеседник пытается отстоять свою. Здесь и кроется проблема. Часто люди не руководствуются поиском истины, а просто пытаются отстоять свою точку зрения. Это основной соблазн спора. Отсюда вопрос: можно ли христианину вступать в любые споры?

Основной ориентир для христиан — Священное Писание. Отношение к спорам в нём чаще негативное, чем позитивное.

Господь осуждает спор учеников о том, кто из них главнее:

Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9:33-35).

Святой апостол Павел тоже осуждает привычку христиан спорить:

А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16).

Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1 Кор. 1:11; 3:3).

Тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких… О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (1 Тим. 6:4-5, 20).

Он также указывает, что споры производят разделения в вере — те, кто их затевает, очень быстро отходит от истины и придумывает своё учение:

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1:3-7).

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит. 3:9).

Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих… Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру (2 Тим. 2:14-18).

Вместе с тем, Сам Спаситель спорит с фарисеями. Святой первомученик архидиакон Стефан вступает в спор с иудеями. Апостолы в посланиях также горячо отстаивают свою точку зрения. Однако во всех этих случаях спор начат не ими. Они не пытаются навязать своё мнение собеседникам, а просто отвечают на то, в чём их обвиняют.

В большинстве случаев это не приводит к тому, что оппоненты раскаиваются и принимают их точку зрения. Наоборот, Христа хотят побить камнями. С первомучеником Стефаном делают это. Других апостолов заключают в темницу…

 

О чём нельзя спорить?

Вступая в спор, мы должны понимать, что начинаем войну. На войне солдат должен быть готов к потерям. Как минимум, наши потери — утрата душевного мира. Попробуйте с кем-то поспорить в соцсетях, а потом встать на молитву. Молиться будет трудно, а то и вообще не получится. Гнев, обиды проникают в душу, мир теряется… Христианину к этому нужно относиться с крайней осторожностью и вступать в жаркую дискуссию только в случае крайней необходимости. Неприемлемо вести споры ради собственного пиара, лайков и чьего-то одобрения: здесь христианин сразу проиграет.

Любителям поспорить хорошо вспомнить слова Христа: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:19-20). Когда мы ставим целью не защиту истины, а свою личную выгоду, благодать отходит от нас. Мы лишаемся нашего главного оружия.

Христианину неприемлемо вести споры о политике или на общественные темы: что бы ни было кем сказано по этим вопросам, это всего лишь пустые громкие слова, которые ни на что в жизни не повлияют, туман, который рассеется и без нашего участия.

 

Можно ли спорить в соцсетяхУметь подставить щёку

Образ жизни, который мы ведём, ценности, на которые опираемся, непонятны этому миру. Часто людей, которые живут иной, чем мы, жизнью, мучит совесть. Они затевают споры с нами, чтобы отстоять свою правоту и этим успокоить душу. И в соцсетях, и в реальной жизни нам придётся встречаться с выпадами неверующих и обороняться. Мы должны к этому быть готовы. Тем не менее, насколько возможно, нужно стараться избегать споров с такими людьми.

Часто выпады против нас выглядят как пощёчина, которую Господь нам велел стерпеть и даже подставить другую щёку (Мф. 5:39). Например, мы увидели чей-то ролик или пост, который оскорбляет нашу веру. Это не даёт нашей совести спокойно пройти мимо. В этом случае лучше просто поставить «дизлайк», но не ввязываться в спор.

В соцсетях мы часто встречаем троллей. Их задача — не найти истину, а разжечь «пожар». Отвечать им бесполезно. «Не трогай тролля, и он сам потухнет», — говорят опытные пользователи соцсетей. Но иногда за истину приходится постоять и принять бой.

Вступать в него можно, только если мы готовы. Ребёнка или безоружного человека нельзя выпускать на поле боя: ничем, кроме поражения, это не закончится. Мы должны быть подготовлены теоретически — обладать достаточными знаниями по данному вопросу, — и духовно — уметь не распаляться, сохранять мир, не допускать гнева и перехода на личности.

Бывает, что мы высказались на какую-то тему, и завязался спор. Нам приходится отстаивать свою точку зрения. Журналисты, блогеры, которые ведут свои каналы и группы в соцсетях, по роду своего занятия вынуждены в ряде случаев вмешаться в спор и высказать своё мнение.

Чаще всего желание вступить в спор появляется у новоначальных, тех, кто только приходит к вере. Им хочется поделиться своей верой, рассказать о ней. В ответ на них нападают те, у кого совсем иной жизненный опыт. Не имея достаточно знаний в вере, новоначальные ничего не могут возразить в ответ. Происходит «избиение младенцев», и со стороны кажется, что истина терпит поражение.

 

В споре не рождается истина

Начиная полемику, нужно заранее понимать, что убедить оппонента не получится. Абсолютно противоположная позиция не переменится на нашу. Ни в одном споре мы не найдём, что какая-то из сторон в конце дискуссии признала своё поражение. Мы затеваем всё это не ради того, кто спорит с нами, а ради тех, кто прочтёт нашу дискуссию.

В реальной жизни часто поможет действие, а не многие слова и аргументы. В книге протоиерея Владимира Воробьёва «Отец Арсений» есть эпизод, когда в советском концлагере уголовники отбирают хлеб у тех, кто осуждён за свои политические взгляды. Политические осуждённые начинают дебаты, требуют порядка и справедливости, но уголовники со смехом отвечают: «Брали и брать будем». Спор постепенно переходит в драку, которая грозит закончиться трагически.

Священник встал, вошёл в гущу дерущихся, где в ход уже пошли ножи и другое самодельное оружие, и властно сказал: «Прекратите!» Это ошеломляюще подействовало на заключённых. Они остановились. Следующей его фразой было: «Помогите раненым!» Драка прекратилась. Если бы он начал увещевать, рассуждать, это ни к чему бы не привело. Его готовность пожертвовать собой — ведь он мог оставаться в стороне, но пошёл туда, где его легко могли убить, — поразила и остановила зачинщиков спора.

 

Если вы вступили в спор

Постарайтесь вести полемику в духе любви. Не подкалывать собеседника и не отвечать иронично, ничем не оскорбить человека. Умение вести дискуссию — это искусство, которым обладают далеко не все. Тем не менее, вы не должны позволить себе личных оскорблений, излишне эмоциональных высказываний, не взвешенных фраз.

Сохраняйте мир. Если мы начнём распаляться, будем слишком уж жарко отстаивать свою точку зрения, это не послужит убеждению оппонента. Убеждает всегда пример: нашего смирения, терпения, любви и мира — добродетелей, которые должен стяжать христианин.

Будьте проще. Такие полемисты и апологеты, как святитель Спиридон Тримифунтский, были очень простыми в общении с людьми. Об их простоту разбивались витиеватые доводы философов.

Помните, что почти никому и никогда не удавалось переубедить оппонента, убеждённого в своих взглядах и потому готового спорить о них. Поэтому нет смысла и пытаться это сделать. Ни в коем случае никому нельзя навязывать свою точку зрения. Наша цель — защитить истину и правду. Старайтесь построить диалог для читателя: чтобы те, кто ещё не убедился в чём-то, но сомневается, чью точку зрения принять, могли сделать однозначные выводы.

Вступая в спор, будьте готовы к жертве. Споры ничего не прибавляют, а только отнимают у нас: время, силы, наш душевный мир. Прежде чем окунуться с головой в дискуссию, подумайте, готовы ли вы всё это потерять и стоит ли оно того.

 

Неуловимый мститель

Можно ли спорить в соцсетяхСоцсети дают возможность спорить и высказываться, оставаясь неузнанным. Можно зарегистрироваться под любым именем и тут же поменять его. Написать и удалить текст, либо исправить уже написанное. Даёт ли это христианам сравнительно большую свободу в спорах?

Я считаю, если христианин выступает не под своим именем либо исправляет написанное, он лукавит. Может быть, это поможет ему сохранить имидж, но душевный мир он таким образом потеряет. Мы всё равно вкладываем в написанное свою душу, даже если потом это удалим. Для христиан такое поведение в соцсетях неприемлемо. Если мы выступаем за истину, мы должны выступать открыто, от своего имени — «с открытым забралом».

 

Если вас обидели

Часто в спор с нами вступают люди не очень культурные, которые могут оскорбить нас лично. Такую личную обиду христианин должен стерпеть. Однако если до этого дошло, такому оппоненту нет смысла продолжать что-то доказывать. На этом спор с ним должен закончиться, пусть даже внешне это выглядит как наше поражение. Оставьте всё на суд читателей полемики: неважно, было последнее слово нашим, или нет — люди разберутся и сумеют найти правду.

Каким бы ни было наше общество, правда для большинства людей по-прежнему остаётся более приемлемой, чем ложь и лукавство, агрессия и оскорбления. Даже для неверующих. Совесть подскажет, кто прав, а кто нет.

Если же оскорбляют Бога и веру, можно резко осечь оппонента и больше не отвечать, но также не стоит вступать в какой-то спор с таким человеком.

 

Правила духовной безопасности

Стремитесь к живому общению, даже в соцсетях. Общайтесь только с теми, кого вы долгое время знаете, будь то в реальном мире или в виртуальном. Лично я использую соцсети исключительно для общения с людьми, с которыми общаюсь также в реальной жизни. Это поможет сэкономить время, быстро сообщить о чём-то важном, обсудить какой-то вопрос. Как самостоятельный канал коммуникации, отдельный от реального мира, соцсети не полезны. Ведь здесь мы зачастую встречаемся не с реальным человеком, а с неким «образом», имиджем, каждый может выдавать себя за того, за кого хочет.

Подписываться ли на группы — новостные, развлекательные или сугубо православные — личный выбор каждого человека. Индикатором того, насколько нам нужны предлагаемая ими информация и общение с участниками той или иной группы, для христианина должно стать его внутреннее душевное состояние. Не теряем ли мы мир и благодать Божию?

Люди, которые ходят в храм и причащаются, говорят, что порой после пустого и бесплодного общения в соцсетях, чтения ненужной информации им трудно молиться, появляется ощущение, что их картина мира рассыпалась, уходит вдохновение и приходит чувство потерянного времени. Если нечто подобное вас посетило, лучше сразу отписаться от таких групп, а то и просто выйти из соцсети. Наше присутствие в виртуальном мире, безусловно, нужно как способ проповеди этому миру, но только в том случае, если оно компетентно и приносит пользу.

Записала Мария Цырлина

Цитата дня

«

Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, — это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100