Официальный сайт

Екатерина Щербакова, Мария Цырлина

Обязательно ли успеть пособороваться до Пасхи?

Соборование в Великий постЧто такое общее соборование, которое традиционно проводится в Великий пост? Обязательно ли каждый пост приступать к этому таинству? Для чего оно совершается? Если человек не соборовался в пост, чего он себя лишил?

 

Собороваться никто никого не заставляет

Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа:

Таинство соборования — это одно из таинств Святой Православной Церкви. Оно установлено на фундаменте из строк Священного Писания. Там говорится, что если кто болеет, то «пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Исходя из этого, делаем вывод, что таинство необходимо для исцеления от наших душевных и телесных недугов. Есть другая богословская точка зрения на это таинство — что в нём прощаются так называемые забытые грехи, то есть те грехи, которые человек по немощи своей не всегда может исповедовать во время сознательной исповеди.

Главная мысль: человеку для исцеления души и тела даётся благодать. Даётся таинственным образом (отсюда и название — «таинство»). Почему так — бесполезно размышлять, потому что, когда мы пытаемся рацио включать в вопросах духовных и церковных, то всегда получается какая-то ересь. А здесь мы воспринимаем на веру то, что благодать действует, и Господь даёт либо полное исцеление от болезни, либо облегчение страданий. Всё зависит от того, каков промысл Божий относительно конкретного человека.

Общее соборование — это древняя практика. Она очень удобна. Почему? Каждому приходится испытывать болезни, от чего-то страдать. Каждый верующий в такой ситуации хотел бы собороваться. Как это осуществить практически, если священник один, а прихожан несколько сотен человек? Для этого священники собираются в одном храме (потому и называется «соборование» — от «собор духовенства»), приглашают прихожан для общей молитвы. Во время совершения таинства несколько священников помазывают людей освящённым елеем, несколько читают молитвы и святое Евангелие — происходит грандиозное священнодействие. И в течение Великого поста, если регулярно каждую седмицу совершать такие соборования, вполне реально охватить весь приход. То есть каждый прихожанин будет иметь возможность собороваться.

Если человек не болеет, то ему достаточно один раз в году пройти это таинство. А в маленьких приходах проблем с этим меньше, священник может один соборовать 30-40 прихожан, собравшихся вместе. Это может занять полтора — два часа.

Конечно, если какая-то бабушка очень хочет собороваться, но по физическим возможностям не в силах прийти в храм, то священник соборует её дома. Недавно встретил такую мысль — не помню автора, но она мне очень по сердцу: у священника есть только одна привилегия: быть слугой всем, кто к нему обращается. Быть на послушании у каждого верующего человека, который нуждается в его окормлении и помощи.

СПРАВКА:

Соборование называют таинством исцеления души и тела. Оно было установлено во времена апостолов. В послании святого апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 14:15).

К Елеосвящению прибегают не только те, кто нуждается в телесном исцелении. Такие духовные состояния, как уныние, скорбь или отчаяние, тоже требуют врачевания. В таинстве также подаётся духовная помощь для борьбы со страстями.

По традиции Соборование совершает собор священников — семь или меньше, — отсюда его название. Они помазывают лоб, щёки, грудь и руки соборующегося елеем, смешанным с вином (в напоминание о пролитой на Кресте Крови Христовой). После этого на тех, кто участвует в таинстве, возлагается Евангелие и прочитывается особая молитва.

Обязательно ли приступать к таинству соборования каждый пост? Я бы сказал так: желательно. Есть такие вещи, которые лучше иметь, чем не иметь. Так и с этим таинством. Тем более, если человек болен — хотя сейчас все мы такие, кто может сказать о себе, что абсолютно здоров? Но никто никого не заставляет. У нас нет заповеди заставлять кого-либо исполнять что-либо. Даже Христос в Евангелии говорит: «блаженни нищие духом», «блаженни плачущие» и так далее — то есть вы будете блаженны, если сделаете то или иное. Он предлагает, приглашает, но не настаивает, не загоняет в Царствие Небесное, не тянет на аркане. Вашу свободу никто не нарушает. Можно вообще не собороваться — каждый человек решает это для себя сам. Принуждать никто никого не собирается.

Чего лишает себя человек, не соборовавшийся в пост? В плане исцеления от болезней — это понятно, но есть ещё аспект. Не надо забывать, что в течение этого таинства семь раз читаются отрывки из Священного Писания (послания апостолов и Евангелие) и произносятся чрезвычайно умилительные молитвы с очень глубоким смыслом. Всего этого лишил себя человек, если не присутствовал на общей соборной службе.

Дома вы так никогда не помолитесь! Каким бы праведным ни был человек, молитву церковную заменить ничем нельзя. В этом главный смысл храмов, для этого мы их строим, освящаем и совершаем там богослужения. Господь говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Соборная молитва — это огромная сила. Кто бывал, кто на вкус попробовал эту сладость, кого коснулась благодать, тот ни с чем это состояние не спутает, тому всегда будет хотеться ещё. Влечёт к себе человека благодать Божия, зовёт, и душа откликается, и хочется продолжать пить её. И чувствуешь себя комфортно, радость и доброта поселяются в сердце, и всех можешь простить, на кого зуб точил — действие благодати Божьей ощущаешь явно.

Слава Богу, что у нас народ ещё идёт в храмы, что мы ещё можем понимать ценность церковного богослужения, которая нам дана по наследству — мы ведь ничего не сделали, чтобы получить этот дар. Дай Бог нам ценить и беречь то духовное наследство, что мы имеем.

 

Соборование — экзамен на чистоту совести

Священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки:

Кроме телесного исцеления, в Таинстве елеосвящения испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней — следствие греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаённые на исповеди!), к примеру — по причине их малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Поэтому каждый уважающий себя православный человек старается приступать к этому таинству примерно раз в год. Традиционно это период Великого поста, время, когда следует особенно много внимания уделять своей духовной жизни.

Соборование — это ещё своеобразный экзамен на чистоту совести. Каждый раз, приступая к этому таинству, мы должны проверить себя: во всех ли грехах раскаялись, со всеми ли помирились? И если в чём-то совесть нас упрекает, то нужно постараться немедленно решить эту проблему, и только потом приступать к таинству. Уже хотя бы поэтому к таинству соборования стоит приступать каждому.

Соборование в Великий постСПРАВКА:

Елей — это масло. Оливковое, розовое или приготовленное из других растений, оно использовалось в древности врачами для лечения многих недугов. Апостолы, посланные Христом на проповедь, для исцеления больных совершали не только молитву, но и помазание елеем. Об этом говорится в Евангелии: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Число семь возникло из обычая, существовавшего в Древней Церкви — для совершения таинства священник должен был навещать больного в течение недели, помазывая его святым елеем каждый день один раз. Но так как одному и даже нескольким пастырям было трудно найти время на каждодневное посещение (а часто для этого требовалось и проделать огромный путь пешком), то таинство совершали семь священников, каждый из которых по очереди навещал больного. При необходимости Елеосвящение может совершать и один священник — и не только в Великом посту, но и в любое время года. Но, следуя традиции, молитвы таинства всё равно прочитываются семикратно.

В древности те, кто в своей болезни вполне мог прийти в храм, соборовались в храме — после исповеди и причастия. Священник приходил только к тяжко больным. Со временем, так как Церковь разрасталась, и желающих принять Её таинства становилось всё больше, стало совершаться общее соборование. На Руси с XVII века общее елеосвящение совершалось в определённые дни года не только над больными, но и над здоровыми во всех главных храмах и монастырях.

 

Люди исцеляются благодаря покаянному состоянию души

Священник Михаил Фоменко, храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона при городской больнице № 2, Горловка:

Есть такое понятие в медицине и психологии, как психосоматика, то есть влияние психологического состояния и психологических факторов на течение телесных заболеваний. Простыми словами — это когда болеет тело, а причина в душе. В Таинстве елеосвящения Церковь напоминает нам, что грех имеет негативное влияние и на тело. При помазывании освящённым маслом испрашивается у Бога благодать, которая исцеляет душевные недуги и телесные болезни.

Общее соборование проводится именно в Великий пост потому, что есть слова апостола о том, что собираются для таинства кающиеся, и прощаются им их грехи. Когда, как не во время Великого поста нам исполнять эти слова и каяться в своих согрешениях? Потому есть в нашей Церкви благочестивая традиция именно в Великий Пост собираться людям вместе и каяться в своих согрешениях, при этом участвуя в Таинстве елеосвящения.

Если человек считает себя христианином, то постарается обязательно собороваться в пост. Мы всегда должны помнить, что даже если мы физически здоровы, то в духовном плане это совсем не так. А в таинстве соборования, которое совершается всегда в Великий пост, как мы уже отметили, прощаются грехи. Поэтому мы и собираемся в храмах, поэтому соборуемся.

Соборование в Великий постЕсли человек не соборовался в пост, он лишил себя помощи Божьей, которая может врачевать и душевные, и телесные немощи. Остался без той благодати Божьей, которая ведёт ко спасению. Человек крадёт у самого себя, если по своей воле отказывается от этого таинства — одного из самых древних, что есть в нашей Церкви.

А если помешало что-то… Запрета на проведение соборования в другое время года нет. И ни в каких богослужебных книгах мы его не найдём. Начиная с Х века, в Византии соборовали именно в дни Великого поста, именно оттуда идёт эта традиция.

Священник не имеет права отказаться соборовать человека, если тот болен. Если человек здоров, но по объективным причинам не соборовался в пост, пусть не отчаивается, но обратится к Богу, Который его направит и подскажет, что сделать. Можно позвать священника на дом или прийти в храм и попросить, чтобы батюшка частным образом пособоровал там.

Человеку достаточно собороваться один раз в году. Это такая благочестивая традиция. В ней есть логика и смысл. Если человек думает, что таинство само собой разрешит все его проблемы и исцелит недуги, и будет прибегать к нему раз, и два, и три, думая: «Почему меня Господь не исцеляет?» — пускай не малодушествует! В моей практике был случай, когда человек обманным путём соборовался по многим храмам, говоря: «Я первый раз соборуюсь!», — а потом получилось так, что он заболел очень тяжёлой болезнью и лежит в больнице до сих пор. Не нужно гнаться за количеством, не понимая сути Таинства. Молитва веры спасёт болящего. Люди исцеляются благодаря покаянному состоянию души и искренней молитве.

Если человек заболел, он, конечно, может собороваться чаще, чем один раз. А вот если человек за пост старается обойти все храмы в округе, чтобы побольше благодати собрать, — это характеризует его как суеверного, а не как верующего.

СПРАВКА:

Собороваться в продолжение одной и той же болезни можно лишь раз. Если исцеление не наступило — значит, такова сейчас воля Божия о нас, или же у нас не хватило веры — ведь в словах об установлении таинства сказано: «И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 14:15). Однако это не значит, что таинство было совершено зря: если Господь не исцелит, то непременно подаст Свою благодатную силу для перенесения недуга.

Дальнейшие слова послания апостола Иакова указывают на то, что для исцеления необходимо не только помазание святым елеем, но и покаяние: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Таинство Елеосвящения помогает изгладить последствия грехов в нашей жизни. Поэтому перед участием в нём необходимо исповедаться. Вот почему в елеосвящении не принимают участие дети до 7 лет, если они не больны.

Подготовили Екатерина Щербакова и Мария Цырлина

 

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100