Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский

Праздник Ивана Купалы: возвращение к язычеству или безобидная традиция?

Ивана Купала7 июля в церковном календаре — Рождество святого пророка Иоанна Предтечи. В этот же день приверженцы возрождения язычества предлагают отмечать народный праздник, со сбором травы и прыжками через костёр. Что за праздник Иван Купала? Это название — простонародный перевод с греческого имени Иоанна Крестителя (Иоанн Баптистис — «купатель», «погружатель»). Тем не менее, язычники утверждают, что с этим святым их праздник не связан, а посвящён он солнцестоянию, которое приходится на 20 июня. Но Иван Купала отмечается 7 июля (24 июня по ст. ст.) Кто и что перепутал? И можно ли христианину участвовать в народных гуляньях, посвящённых этому дню? Об истории, традициях праздника и христианском отношении к ним рассказывает настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.

 

Чей праздник Ивана Купалы?

Это один из древнейших языческих праздников у восточных славян. Настолько древний, что его первоначальное название до нас не дошло. Нынешнее название — более позднее и возникло, когда на Руси уже праздновали Рождество честного и славного пророка Иоанна Предтечи. Земледельческий календарь, по которому жили наши предки, делился на две части: от зимнего солнцестояния до летнего и от летнего до зимнего. В народе верили, что солнце, травы, огонь и вода имеют некую магическую силу, и даже олицетворяли всё это. Прыжками через костёр и другими обрядами они пытались «задобрить» солнце и другие природные явления. Праздник Ивана Купалы был кульминацией летнего сезона. Ведь главным божеством в пантеоне у язычников-славян был бог-солнце.

И тут на Русь вместе с христианством приходит праздник Рождества Иоанна Предтечи. Как мы знаем, этот пророк крестил, «купал» людей в реке Иордан. В сознании наших предков происходит слияние двух праздников — языческого и христианского. Настолько, что даже сама дата торжества в честь солнцестояния (оно приходится на 20 июня) сдвигается в сторону праздника Рождества Иоанна Предтечи, а название христианского торжества становится названием языческого… Язычники начали вплетать в этот праздник и христианские традиции, которых раньше никогда не было. В свою очередь, некоторые христиане такое языческое торжество начали считать своей традицией…

Первое упоминание о «языческом божестве Купале» встречается лишь в поздней черниговской Густынской летописи (XVII век) и связано с ошибкой: летописец, описывая «игрища» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Эту ошибку позже переняли переписчики, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество», которого на самом деле не было. Получается, что название языческого праздника — чисто христианское.

 

Хвост над водойВерят ли христиане в русалок?

Отсюда — из названия праздника, — и «купальные» традиции этого дня: хождение по росе, пускание в воду венков, и открытие купального сезона. Последнее, дескать, связано с тем, что русалки и другая нечистая сила, наконец, уходит из водоёмов. Но это же верование мы встречаем и в связи с другими христианскими праздниками. Есть народное поверье о разгуле нечистой силы в ночь перед Рождеством и её бегстве в сам светлый праздник, такие же поверья связаны с Крещением, Пасхой.

Ни для кого не секрет, что соблазнить человека на грех перед большим христианским праздником для нечистых духов — особое удовольствие. Я бы не стал говорить о каком-то разгуле нечисти, но шансы поддаться искушениям в эти дни многократно увеличиваются. Делается всё, чтобы человек не дошёл до храма и не причастился. Но если он живёт со Христом, то Христос его от этого оградит.

Плохой совет — не спать в эту ночь ради того, чтобы не встретиться с нечистой силой. Во-первых, это вредно для здоровья. Во-вторых, каждый христианин читает молитвы «на сон грядущим» и в них испрашивает благословения Господа на эту ночь — чтобы она прошла без искушений, тихо и мирно. Если мы потом боимся засыпать, мы не доверяем Богу. Если вы перекреститесь и с именем Христовым ляжете спать, поверьте, нечистая сила ничего вам не сделает. Вообще, гораздо опаснее нападки лукавого на бодрствующего человека, когда он, отдавая отчёт в своих действиях, поддаётся искушению, впадает в какой-то грех.

Христос сказал: «По вере вашей будет вам» (Мф. 9:29). Во что вы верите, то и получите. Если человек верит в домовых, леших, русалок, он эту нечисть и получает. Ведь не секрет, что нечистому духу не составит труда принять ту или иную форму: лешего, домового, чьей-то души. Если человек ведёт христианскую жизнь, исповедуется, причащается, ему не страшны «заговоры», «порчи» или явления нечистой силы.

Неоднократно ко мне подходят и говорят: «Я плохо сплю ночью, меня мучат видения». Я спрашиваю: «А когда вы были в храме?» «Да вот, был недавно, постоял, свечку поставил, мне не помогло». Я отвечаю: «Подождите. Жизнь в Церкви не заключается в расстановке свечей и стоянии на службе». Если вы не живёте со Христом, вы будете получать от нечистой силы и русалок, и домовых, и полтергейстов — то, во что вы верите.

Явление душ умерших или же видение домовых, русалок — это проделки диавола. Согласно церковному учению, души умерших находятся в райских обителях или же в тех, которые расположены ниже райских обителей, и ждут своей загробной участи, решения о них на Страшном Суде.

Есть ли вообще какие-то дни года, когда Церковь запрещает купаться в водоёмах? Таких дней нет. Есть отношение христианина к купанию. Если я на пляже буду видеть какое-то непотребство, я из такого места уйду и уведу свою семью. Но если там будут безобидные водные аттракционы, приемлемая музыка, почему бы не искупаться? Сказать, что сейчас пост, поэтому не идите в сорокаградусную жару на пляж или отказывайтесь от отпуска, — это было бы неправильно.

 

Несёт ли добро языческий праздник?

Ивана КупалаЯзычники говорят: «В этот день я пройдусь по росе, и у меня будет нравственное очищение». Причём роса к нравственному очищению? Оно зависит от твоих мыслей и поступков, но никак не от росы. Язычник не смотрит внутрь себя, а надеется на какие-то внешние обряды и ритуалы. Искупался в реке — смылись мои грехи. Как твои грехи сами по себе смоются? Ты исповедался, принёс плод покаяния, загладил совершённое добрыми делами, попросил у обиженных прощения?

Язычник считает, что он совершит обряд — и ему будет помощь. Церковь говорит и учит о другом: прежде всего ты должен работать над собой и смотреть внутрь себя. И тогда ты действительно получишь и душевное очищение, и нравственное возвышение. А если ты бездумно прибегаешь даже к церковным обрядам, надеясь на улучшение своей жизни, это язычество.

Евреи во времена Христа делали акцент на внешние обряды: нельзя есть нечистую пищу, трудиться в субботу, общаться с людьми не из их общины. Христос сказал им: «Покайтесь!» То же самое говорил им перед приходом Спасителя Иоанн Предтеча. Покаяние — это взгляд внутрь себя. Не внешние обряды, чем любят заниматься иудеи и язычники, а работа над собой. Язычники призывают: спусти венок на воду, пройдись по росе, искупайся, и у тебя будет всё хорошо. Не будет всё хорошо. Так это не работает.

 

Все ли желания исполнятся на Ивана Купалы?

Кульминация всей церковной жизни — Божественная Евхаристия. Абсолютно не важно, совершается она на Пасху, Рождество Иоанна Крестителя или в любой другой день. Во время неё всегда происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Это истинное чудо. Когда бы человек ни пришёл на литургию: в воскресенье, праздник или в обычный будний день, он должен понимать, что именно сейчас — самый великий день в его жизни.

Если же мы привязываемся к каким-то дням и считаем, что этот день «более сильный», а этот «менее сильный», в этот день молитва лучше, а в этот хуже, мы впадаем в языческое заблуждение. Мы наши отношения с Богом меряем какими-то «сильными днями».

Если ты хочешь получить желаемое — приди в храм Божий, помолись Богу. Очень часто наше главное слово — «дай». Мы приходим к Богу и говорим: дай здоровье, дай богатство, дай ещё что-то. Мы считаем, что оказываем Богу милость, если приходим и стоим на службе, и поэтому Он нам обязан дать. Но Господь ждёт кающегося — того, кто приходит и приносит своё покаяние. Примирился ли ты с ближними, попросил ли прощения?

Ивана Купала

Мы собрали для вас топ-4 самых нелепых поверий на праздник Рождества Иоанна Предтечи:

1. До восхода солнца советуют принести медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. Пока праздник не наступил, вы ещё успеете сходить в лес и добыть голову любого из встретившихся вам медведей.

2. В ночь на Ивана Купалы также советуют перепрыгнуть или перелезть ровно через 12 заборов, окружающих огороды, для того чтобы сбылось заветное желание. Наверное, это целесообразно, если ваше желание — полежать месяц в больнице и отдохнуть после укусов соседских собак и падения с заборов.

3. Рекомендуют прогонять скотину через «купальский костёр», чтобы защитить её от мора. Что ж, если и огонь не сможет погубить несчастное животное, то, наверное, и мор ему не страшен…

4. И, конечно же, самое важное — ночью отправиться в лес искать цветок папоротника. То, что эти споровые растения неспособны к цветению, в этот день не так уж и важно. Главное — отправиться на поиски приключений, которые не заставят себя долго ждать: ведь в тёмном лесу можно очень быстро заблудиться или споткнуться о корягу. Смело отправляйтесь на поиски того, чего нет, если, конечно, в вашем городе не действует комендантский час.

 

Станет ли купальский венок оберегом от бед?

Одна из «болезней» прихожан наших храмов — что у нас придают особое значение всевозможным окроплённым веночкам, пучочкам травы, веточкам и тому подобному. Главная святыня для православного человека — это Святое Причастие. При этом абсолютно неважно, где вы причастились. Был ли это сельский храм в Зайцево — кстати, прекрасный храм, — или кафедральный собор. Когда ты приходишь к Чаше и причащаешься Святых Христовых Таин, это главная святыня в твоей жизни.

Святой пророк Иоанн Предтеча

Святой пророк Иоанн Предтеча

Дома, конечно же, можно иметь возле икон пучок освящённой травы, но у нашего народа нездоровое отношение к подобным вещам. Их коллекционируют: это камешек из такого монастыря, это платочек из другого, а вот огарочек из такого-то храма. В итоге человек скатывается в оккультизм: ему уже не важно Причастие, ведь у него есть «святой» веночек и огарочек! Хотите сделать на память о празднике веночек — на здоровье. Не нужно придавать ему мистическое значение.

Сатана — это «обезьяна Бога». Он предлагает всё то же самое, что благословляет Господь, только видоизменяет. В те же самые дни, когда христиане молятся в храмах, язычник будет прыгать через костёр и тоже считать, что таким образом он очищает свою душу… По сути, это та же молитва, только не Богу.

Приходит человек в храм, стоит на литургии, у Чаши Христовой, а ему говорят: это всё хорошо, но не так важно. А вот ты травку с пола собери, или принеси в храм веночек… То есть лукавый пытается подменить суть христианского праздника.

 

Если человек не верит в русалок, но просто решил развлечься, что в этом плохого?

Надо понимать, что это не христианская традиция. Мы знаем, что Иоанн Предтеча был великим постником и призывал людей к покаянию. Мы помним, какую смерть он принял. Неуместно в праздник этого святого пророка прыгать через костёр, плясать и веселиться. Такие гулянья в этот день были осуждены на Трулльском Соборе 692 года и на Стоглавом Соборе 1551 года. Те, кто пытаются возродить их сегодня, делают это от незнания своей веры.

Мы должны определиться, христиане мы или нет, дорог нам Христос или не дорог. Каждое действие имеет какой-то смысл. Нельзя делать что-то бесцельно. Плохого ничего нет, если вы пойдёте и искупаетесь в реке, сплетёте веночек, соберёте какую-то траву и заварите с ней чай, выйдете с друзьями на природу, чтобы отдохнуть. Если вы хотите собирать лекарственные травы — в этом тоже нет ничего плохого, это можно делать в любой день. Плохо, если вы эти действия приурочиваете к языческому празднику и считаете, что за это получите благоденствие и успех в делах. Христианин всегда надеется на Бога. Язычник же всё время пытается «задобрить» силы природы.

 

Может ли христианин радоваться солнцестоянию?

СолнцестояниеИз Википедии: «Солнцестояние (древнерусское название: солнцеворот) — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной (летнее солнцестояние) или минимальной высоте (зимнее солнцестояние). В ходе солнцестояний Солнце достигает максимального склонения к северу или югу относительно экватора Земли. Солнцестояние происходит дважды в год 20–21 июня и 21–22 декабря».

В различных языческих культурах астрономический день солнцестояния был окутан магическим ореолом. В ночь перед календарной датой приносили жертвы и совершали другие обряды. В 2019 году на экраны вышел нашумевший триллер «Солнцестояние», где они показана самая непривлекательная сторона язычества: по версии автора сценария этого фильма, скандинавские язычники приносили в жертву стариков и совершали другие зверства. Всё это, по сюжету, пытаются возродить современные неоязычники, но оказывается, что без употребления психоделиков, находясь в здравом уме, это сделать невозможно. Правда или вымысел показанное в этом фильме, который, как и любой фильм ужасов, мы не рекомендуем к просмотру, возможно, мы никогда не узнаем. Но разнообразные жестокие практики, привязанные ко дню солнцестояния, в языческих культах действительно имели место.

Отчего-то многие современные христиане считают, что надо всё время грустить, плакать о своих грехах и ходить с покаянным выражением лица. Господь даровал нам прекрасную землю, наполнил её цветами, ароматами, морями, озёрами, лесами, горами. Неужели Он это сделал для того, чтобы человек грустил? Он это сделал для того, чтобы человек радовался и благодарил Бога.

Учёные сейчас смотрят в телескопы и не видят в ближайших световых годах от нас планеты, похожей на Землю, наполненную жизнью. Посмотрите даже на фотографию нашей планеты, сделанную из космоса, какая она красивая, яркая, разнообразная. Может христианин радоваться и летнему солнцестоянию, и зимнему, каждому прожитому дню, и благодарить за них Бога.

 Подготовила Мария Цырлина

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100