Официальный сайт

Мария Цырлина

Словарь богослужения: изобразительны

ИзобразительныОдно из древнейших богослужений Церкви совершается сегодня только в дни Великого поста. Кто-то считает, что «изобразительными» молитвословия этой службы именуются потому, что взяты они из Типикона, название которого переводится как «изображение (церковного последования)». Согласно другой версии — потому, что изображают литургию. Действительно, чин изобразительных возник из краткого чина молитв, которые прежде читались для причащения на дому и вкушения антидора.

Уходя на время Великого поста в пустыню, монахи-отшельники читали изобразительны и причащались запасными Святыми Дарами в те часы, когда в монастыре обычно совершалась литургия. Монахи и миряне, бывавшие в храме, в будние дни Великого поста тоже не собирались на литургию. В среду и пятницу они причащались освящёнными прежде Дарами, а в остальные дни вкушали антидор. Перед этим совершался краткий чин изобразительных молитвословий.

Позднее, когда сформировался чин литургии Преждеосвященных Даров, изобразительны перед ней также остались. Сегодня это краткое богослужение совершается в будние дни Великого поста сразу после девятого часа. При этом опускаются 102 и 145 псалмы (которые также исполняются на литургии), а «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» и 33 псалом переносятся в конец вечерни.

 

«Блаженны»

Начинаются изобразительны пением Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Хор исполняет «Блаженны» — третий антифон литургии, в который вошли евангельские заповеди блаженств (Мф. 5:3-11).

Егда — «когда».

Приидеши во Царствии Твоем — т.е. вместе с Царствием Твоим.

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени — «блаженны».

Яко — «ибо, потому что».

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Тии — «те».

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Кротцыи — «кроткие».

Наследят — «наследуют».

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Сынове — «сыновьями».

Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Поносят вам — «поносят, бесчестят вас».

Изженут — «изгонят».

Рекут всяк зол глагол — «скажут всякое злое слово».

На вы — «на вас».

Мзда — «воздаяние».

Многа — «многая».

После заповедей блаженства хор поёт:

Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем.

Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем.

Стоящие в храме присоединяют к этому особый поклон.

 

Серафимы«Лик Небесный»

Эти стихи читает чтец.

Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Лик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лик — «хор».

Господь Саваоф — калька с древнееврейского: «Господь воинств (небесных)».

Исполнь — «полна».

Это стих из книги святого пророка Исаии, который описывал своё видение Грядущего во славе Господа, восседающего на престоле, который поддерживают херувимы (Ис. 6:3).

Дальше читается Символ веры, который также звучит на литургии. Его  обязан знать наизусть каждый христианин.

 

Молитва «Ослаби, остави»

Эта молитва тоже известна каждому мирянину, так как входит в состав молитвословий на сон грядущим.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ослаби — «облегчи».

Остави — «оставь (прости)».

Вольная и невольная — т.е. совершённые добровольно или нечаянно.

Яже — «которые».

В ведении — «в осознании (греха)».

Во дни и в нощи — «днём и ночью».

Во уме и в помышлении — т.е. мимолётной мыслью и более осознанно, размышляя о грехе.

Вся — «все».

Яко — «потому что».

Затем звучит «Отче наш», завершая ряд самых значимых не евхаристических молитв литургии, входящих в состав изобразительных.

 

Кондак дня

Читаются кондаки дня, храма и празднуемого или святого.

 

В понедельник

Кондак Безплотных, глас 2:

В. Васнецов. Фрагмент картины «Страшный суд»

В. Васнецов. Фрагмент картины «Страшный суд»

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Архистратизи — «Архистратиги (ангельский чин)».

Служителие — «служители».

Начальницы — «начальники, предводители».

Наставницы — «наставники».

Велию — «великую».

Безплотных Архистратизи — «Бесплотных (не имеющих плоти, духовных) воинств Архистратиги».

 

Во вторник

Предтечи кондак, глас 2.

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние.

Пророче — «пророк» (звательный падеж).

Предтече — «Предтеча, тот, кто идёт впереди» (также звательный падеж).

Шипок — «розу».

Паки — «вновь».

 

В среду и пятницу

Кондак Кресту, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу.

Вознесыйся — «вознесённый».

Волею — «добровольно».

Тезоименитому — «одноимённому с Тобой».

Жительству — «обществу».

Щедроты — «милости».

Твоя — «Твои».

Дая — «подавая».

Сопостаты — «противников».

Пособие — «помощь».

Имущим — «имеющим».

 

В четверг

Святых Апостолов, глас 2:

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

Твердыя и Боговещанныя проповедатели — «непоколебимых и вещающих о Боге проповедников».

Верх ученик Твоих — «лучших из учеников Твоих».

Приял еси — «Ты принял».

Благих — «благ».

Болезни — «страдания».

Бо — «потому что».

Онех — «их».

Паче — «больше».

Всеплодия — «всесожжения (разновидность жертвы в Ветхом Завете)».

Сведый — «знающий».

Сердечная — «сокровенное; то, что в сердце».

С. Ефошкин. «Чудесный кормчий»

С. Ефошкин. «Чудесный кормчий»

В тойже день, святаго Николая, глас 3:

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

В Мирех — в Мирах (город в Малой Азии, где жил святитель Николай Чудотворец).

Священнодействитель — «совершитель таинств, священнодействий».

Показался еси — «явился».

Бо — «потому что».

Преподобне — «преподобный» (обращение к святителю Николаю).

Спасл еси — «ты спас».

Неповинныя — «неповинных». Отсылка к житию святого Николая, где повествуется, как он остановил казнь невинных людей.

Освятился еси — «ты был освящён».

Яко — «как».

Таинник — «тот, кому вверяются тайны».

 

К ним добавляются общие для каждого дня кондаки:

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Идеже — «там, где».

Несть — «нет».

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Непреложное — «неизменное».

Гласы — «голоса».

Предвари — «поспеши».

На помощь нас — «на помощь нам».

Верно — «с верой».

Зовущих Ти — «взывающих к Тебе».

Ускори — «поспеши».

Потщися — «постарайся, поспеши».

Предстательствующи — «предстательствуя, защищая».

Присно — «всегда».

Сорок раз произносится краткая молитва «Господи, помилуй».

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Честнейшую — «превосходящую честью».

Без истления — «непорочно».

Сущую — «истинную».

Священник: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.

Ущедри ны — «умилосердься над нами».

 

Молитва преподобного Ефрема Сирина

 

Прп. Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин

Это молитвословие начинает звучать в храме уже в среду и пятницу Сырной седмицы и повторяется на каждом богослужении Великого поста, кроме суббот и воскресений. Читается оно и в домашнем (келейном) правиле. После каждого прошения положено совершать земной поклон. Затем делаются ещё двенадцать поясных поклонов с чтением про себя молитвы мытаря «Боже, очисти мя, грешнаго» (Лк. 18:10-14). После этого молитва преподобного Ефрема Сирина ещё раз повторяется полностью с одним земным поклоном в конце.

Эта покаянная молитва была составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем). До своего обращения к Богу он вёл довольно легкомысленную жизнь. Однажды его несправедливо обвинили как соучастника в краже скота и посадили в тюрьму. Там его посетил Ангел и сообщил, что хотя сейчас Ефрем оказался в тюрьме незаслуженно, но высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Узник вспомнил, как однажды в юности он из шалости выпустил из загона единственную корову бедняка. Её съели волки, и бедняк лишился своего пропитания. Тогда отрок не понёс никакого наказания. Ефрем раскаялся в своём поступке. Вскоре его выпустили на свободу: настоящим виновником оказался пастух, не уследивший за стадом, которое оказалось не украдено, а съедено волками.

После этого случая Ефрем пересмотрел свою жизнь и, отказавшись от суеты мира, стал постником и подвижником. Своё покаянное чувство он вложил в эту молитву. В ней святой выразил самые главные просьбы, которые мы должны возносить к Богу, вступив на путь покаяния и борьбы со своими страстями.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Живота — «жизни».

Любоначалия — «властолюбия».

Не даждь — «не дай».

Смиренномудрия — «смирения», более высокая степень этой добродетели.

Любве — «любви».

Ми — «мне».

Зрети — «видеть».

Если в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров, далее читается:

 

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Крепкий — «Сильный, Всемогущий».

Безсмертный — «Вечный».

Эта молитва носит название «Трисвятое» и часто звучит за богослужением Церкви, а также в келейном правиле. По преданию, её услышал в V веке константинопольский мальчик во время землетрясения. Он был вознесён на небо, где стал свидетелем ангельского пения. В песне звучали слова этой молитвы. По традиции, «Трисвятое» совершают с тремя поклонами.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Снова читается «Отче наш».

Далее «Господи, помилуй» двенадцать раз.

 

«Всесвятая»

Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина: благоволи же и о мне, грешнем, утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну. Просвети мою мысль, да выну славлю, пою, и покланяюся, и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь.

Державо — «Власть».

Благих — «благ».

Вина — «Причина».

Выну — «всегда».

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Блажити — «ублажать».

Присноблаженную — «всегда блаженную».

Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.

«Честнейшую Херувим».

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Благослови. И отпуст.

 

Давид и Голиаф

Давид и Голиаф

Псалом 33, присоединяемый к вечерне

С этим псалмом связано целое историческое приключение, случившееся в жизни псалмопевца Давида. Спасаясь от царя Саула, приказавшего его убить, Давид бежал заграницу. Под видом бродяги он пришёл в филистимский город Геф.

Стражи города привели его к царю Анхусу. Тот узнал в страннике воина, слава о котором ещё гремела на всю округу: недавно Давид выступал в сражении против филистимлян на стороне израильтян и победил филистимца Голиафа. Вдобавок единственным оружием, которое Давид захватил с собой, был тот самый меч, которым он отрубил голову филистимскому великану.

Поняв, что ничего хорошего в этом городе ждать не стоит и живым он отсюда не уйдёт, Давид притворился безумным. Тогда царь Анхус сказал: «Нет, это, очевидно, не тот юноша, я обознался». Давид бежал из города, после чего написал эту благодарственную песнь Богу.

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.

Выну — «всегда».

Кротцыи — «кроткие».

Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

Вкупе — «вместе».

Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.

Воззва — «воззвал».

Услыша — «услышал».

Спасе — «спас».

И — «его».

Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.

Окрест — «вокруг».

Нань — «на Него».

Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Вси — «все».

Несть — «нет».

Обнищаша — «обнищали».

Взалкаша — «взалкали, захотели есть».

Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

Мене — «меня».

Хотяй — «хотящий».

Любяй — «любящий».

Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.

Устне — «губы».

Льсти — «лести».

И пожени и — «и пожни его».

Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

На праведныя — «на праведных».

И уши Его в молитву их — «и молитву их Он слышит».

Еже — «чтобы».

Потребити — «истребить».

От земли — «с земли».

Память их — «память о них».

Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

Воззваша — «воззвали».

Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

Я — «их» (относится к «праведным»).

Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

 

Читайте также:

Словарь богослужения: первый час

Словарь богослужения: третий и шестой часы

Словарь богослужения: девятый час

Словарь всенощного бдения: великая вечерня

Словарь всенощного бдения: шестопсалмие

Словарь воскресного всенощного бдения: полиелей, канон, великое славословие

Словарь богослужения: литургия оглашенных

Словарь богослужения: литургия верных

Словарь богослужения: Неделя о блудном сыне

Словарь богослужения: Неделя о Страшном суде

Словарь богослужения: Прощёное воскресенье

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского?

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100