Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Вторая заповедь: не обожествляйте творение вместо Творца

Поклонение золотому тельцуВторая заповедь — это про секты? Кумиры современного человека — кто они? Как понять, что поклоняешься ложным богам? Что делать, если понял, что пошёл не по тому пути? Разбираемся с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа.

 

Заповедь 2: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»

 

Какое отношение к современным людям имеют заповеди, данные десятки веков назад?

Десять заповедей Моисея — это духовно-нравственный стержень, предшествующий более тонким заповедям Евангелия. Как говорит Писание, Христос пришёл не нарушить закон, но исполнить. «Исполнить» значит «наполнить доверху», и Спаситель дополняет уже известные заповеди: Евангельский закон — это квинтэссенция учения о достижении нормы человеческой жизни. Многие говорят, что нормы нет, но это не так. Да, мы все больны, повреждены грехом, но у нас есть эталон человека — это Христос. Если Его убрать из Церкви, то она перестанет существовать, ведь весь смысл Церкви — во Христе. Он — самое драгоценное, что у нас есть.

Что касается соблюдения заповедей и их важности: говорят, Моисей жил за полторы тысячи лет до Рождества Христова, какое отношение всё это имеет к нам? И всё же заповеди не теряют своей актуальности, о чём пишут и говорят святые отцы. Святитель Николай Сербский подчёркивает: «Кто не блюдёт заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства». Без исполнения заповедей не может быть спасения, это звенья одной цепи.

 

Заблуждения нового времени

Вторая заповедь очень непростая, она затрагивает все сферы и грани нашей жизни. Если предельно её сжать, то главный смысл можно выразить так: «Не обожествляйте творение вместо Творца». К сожалению, у современного человека очень много идолов. Богословы нашего времени замечают глубинные сдвиги базовых ценностей человечества. Происходит смещение акцентов, поменялись установки в отношении к жизни в целом. Отсюда возникают такие перегибы, как трансгуманизм, эгоцентризм, философские течения, в центре которых — сам человек как некая абсолютная ценность, а всё остальное воспринимается как преходящее.

Ярким свидетельством смещения фундаментальных понятий в человеческом обществе стал принцип устройства современных городов. Если раньше центральным, самым высоким и красивым строением в городе был храм, то в современном мегаполисе это место заняли торгово-развлекательные и бизнес-центры. Эта ситуация подчёркивает суть проблемы: человек духовно деградирует, меняются его сознание и образ жизни. Культ тела, ЗОЖ, правильное питание, половая распущенность, стремление к обогащению, пресловутая культура потребления — всё это кумиры нашего общества, которым люди с большим усердием служат. То, что ранее считалось греховным, сейчас преподносится как норма и естественные потребности организма, оправдывается с точки зрения медицины и всего прочего.

 

«Лагом» в жизни христианина

Если коротко, грех с точки зрения второй заповеди — любое злоупотребление. Питаться, умеренно заботиться о чистоте и комфорте, беречь здоровье, зарабатывать — это нормально и необходимо. Главное — не превращать всё это в смысл своей жизни. Недавно я смотрел документальный фильм о Швеции, там рассказали о понятии, которое шведы называют «лагом». Оно обозначает золотую середину как принцип жизни, когда не стремятся к слишком хорошему и не допускают слишком плохого.

Умеренность как правило — это просто замечательно. Это касается разных сфер жизни: экологии, труда, достатка, заботы о себе. Выделяться, кичиться богатством неприлично. Именно такому отношению к жизни учит христианство. Без Христа человечество разложится и сгниёт. Поэтому, нравится кому-то личность Спасителя или нет, надо принять как данность: Его учение — это то, что не даёт человечеству утратить человечность, превратиться в животных. Он дарует нам иерархию ценностей, и если её соблюсти, всё будет гармонично. Как учат святые: если на первом месте в жизни будет Бог, то и всё остальное встанет на свои места. Об этом вторая заповедь.

 

Противоядие от ложных богов

Противоядие против появления в жизни кумиров и ложных богов — в духовной и церковной жизни, во Христе. Без этого нет никакого будущего, ведь перечисленное — это камертон человеческой жизни. Для христианина очень важна евхаристическая жизнь. Только соединившись со Христом мы можем почувствовать, в каком состоянии находимся — как в целом, так и в плане второй заповеди. Становится понятно, что в нашей жизни главное, что второстепенное. Также иерархия ценностей проверяется по заповедям, которые нам предлагает Священное Писание. Чтобы понять, не занял ли кумир место Бога в нашей жизни, нужно обратить внимание, как мы исполняем другие заповеди.

Современный человек очень занят улучшением своего существования. Что можно поставить в противовес заботе о потреблении, стремлению к комфорту, повышению уровня жизни? — христианское подвижничество. Слово «подвиг» обозначает «движение», потому подвижники — это не только святые, но и все люди, которые делают что-то для того, чтобы идти навстречу Христу.

Мне вспоминаются два случая незаметного подвижничества, которое очень ценно в глазах Бога. Один связан с рассказом священника про старушку, которая имела привычку пару раз в год ходить пешком в Почаевскую лавру, находящуюся в ста двадцати километрах от её дома. Причём она шла одна, чтобы не рассеиваться и не празднословить. Шла, читая Псалтырь и молитвы. Этот подвиг она несла до своей смерти, отдавая таким образом Богу лепту, какую могла. Другой случай — это воспоминания святого Иустина Философа. Однажды он отправился в паломничество в какой-то горный монастырь, и по пути встретил старушку. Она шла пешком, и святой Иустин предложил подвезти её на своей повозке. «Я иду поклониться святому, из-за моей бедности мне нечего принести ему, кроме усталости моих больных старческих ног», — ответила женщина и отказалась садиться. Святой Иустин посмотрел на неё и подумал: «Ты, Иустин, столько лет изучаешь богословие, а эта старушка впереди тебя пойдёт в Царство Божие!» — после чего встал с повозки и пошёл рядом с благочестивой женщиной. Конечно же, эти случаи — не единичные, я уверен, что в каждом храме есть такие бабушки, чьего подвига никто не видит.

Завершить этот блок нашего разговора мне хотелось бы словами апостола Павла, который сказал: «…попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Человек обычно хочет жить в большом городе, в удобной квартире, иметь хороший бизнес, ездить на дорогом авто и одеваться в дорогую одежду — то есть ищет прежде всего материального благополучия и ставит его во главу угла. Однако даже нынешняя ситуация с коронавирусом и последними политическими событиями показывает, насколько это всё зыбко и как легко разрушается. Мы видим, как резко смещаются акценты и ценности в ситуации, когда появляется реальная угроза жизни человека. Когда приходит тяжёлая беда, ни авто, ни квартиры не спасают, и остаётся только одно — молиться и уповать на милость Того, Кого мы не пускали в свою жизнь.

 

Как понять, что поклоняешься кумиру?

Человек способен поклоняться как кумиру самым разным вещам и явлениям своей жизни, поэтому рассмотреть все признаки такого поклонения в рамках одной публикации невозможно. Секты и всевозможные ложные учения, поиски возможности продлить жизнь самыми безумными способами, влюблённость в звёзд, блогерство как зависимость, служение своей карьере, культ здорового образа жизни, игромания, алкоголизм, наркомания и многое другое — всё это нарушение второй заповеди. Как, по каким приметам человек может понять, что согрешает против неё? Скажу так: если человек этот церковный, то духовный ориентир у него должен быть неизменный — это Христос, Евангелие и учение Церкви о спасении. Раньше была одна главная примета, что человека увело куда-то не туда: перестал причащаться — значит, что-то не так, случилась какая-то беда, явно есть духовные проблемы. Сегодня ситуация совсем другая: человек начинает причащаться — и родственники думают, что у него проблемы. С головой. А если серьёзно, то обратить внимание нужно на следующие моменты:

  • человека что-то очень сильно захлестнуло, он весь растворился в чём-то — это сигнал, что нужно быть осторожным. Стоит задуматься, взвесить свои приоритеты.
  • увлечения мешают оставаться человеком, вытесняют Бога из жизни, человек начинает жертвовать ради идола чем-то важным — близкими, здоровьем, всем своим временем — значит, надо быть очень осторожным.

Чтобы не попасть в сети страсти или зависимости, надо сохранять внимание к своей внутренней жизни. Подвижники учат, что главное духовное оружие — борьба с искушениями, а для этого требуется внимание, объективный взгляд на свою жизнь, правильные приоритеты, достойные цели и постепенное движение к ним — маленькими шагами, но каждый день. Важно ценить и не тратить даром своё драгоценное время, учиться проживать свою жизнь полно и постоянно учиться. Сейчас в жизни очень много искушений. Если при этом уйти в дебри идолопоклонства, то ты обречён попасть в большую беду.

Надо смотреть на опыт людей, преуспевших в том, чего вы хотите достигнуть, общаться с единомышленниками, брать в пример тех, кто ставит высокие цели, достигает их, дисциплинирован, может мотивировать себя, чем-то жертвовать ради своей цели. Человек, который умеет себя ограничивать, как правило, добивается успеха.

С другой стороны — каждая отдельная болезнь требует своего лечения, поэтому рассмотреть все случаи нам не удастся. Ещё раз подчеркну: если страсть или грех заслоняют Христа, то человек пошёл по ложному пути. Конечно, понять это большинству людей очень трудно. Даже воцерковлённые верующие могут нарушать вторую заповедь — не случайно ведь появляются всевозможные младостарцы, вокруг которых собирается кружок преданных почитателей. Это очень больная тема нашей Церкви.

Человек может стать кумиром самому себе: так себя баловать и любить, что перестаёт видеть кого бы то ни было кроме себя. А ведь любовь к себе, о которой говорил Христос, — это забота о спасении своей души. Если человек переживает, куда попадёт после смерти, он будет стараться соблюдать заповеди и строить свою жизнь, опираясь на них.

Беседовала Екатерина Щербакова

Читайте также:

Первая заповедь — фундамент для всех остальных
Третья заповедь: будьте осторожны, упоминая имя Божие
Четвёртая заповедь: почитают ли христиане субботу?
Пятая заповедь: о почитании родителей, какими бы они ни были
Шестая заповедь: о ценности человеческой жизни
Седьмая заповедь: о сохранении семьи
Восьмая заповедь: об уважении чужой собственности
Девятая заповедь: о лжи и правде
Десятая заповедь: о грехе, который приносит только боль

Цитата дня

«

Вера есть око, озаряющее всякую совесть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100