Официальный сайт

Выбор между Эдемским садом и изгнанием мы делаем каждый день

В Неделю сыропустную епископ Горловский и Славянский Митрофан возглавил позднюю Божественную литургию в Благовещенском храме Горловки. По прочтении Евангелия владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Наступает особое время в церковном календаре — дни Святой Четыредесятницы, Великого поста, которое окончится Страстной неделей и самым светлым и радостным праздником Христова Воскресения — Пасхи. Мы всегда с особой радостью и нетерпением ждем приближения этих дней. Еще за месяц до начала Великого поста Церковь начинает нас готовить к Святой Четыредесятнице, последовательно, каждый воскресный день, особыми евангельскими чтениями пробуждая в нашей душе желание жить духовно, трудиться во славу Божию, очищаться от греха и приближаться к Богу.

Последний воскресный день перед началом Великого поста именуется прощеным воскресеньем. В этот день, по обычаю, принято перед началом подвига просить друг у друга прощения, друг другу простить обиды, чтобы с чистой душой и легким сердцем приступить к духовному труду. Этому будет посвящено сегодняшнее вечернее богослужение, на котором мы соберемся вместе, каждый придет в тот храм, прихожанином которого он является.

Сегодняшний воскресный день известен еще и под другим названием. Сегодня вспоминают изгнание Адама из Рая. Вчера во время вечернего богослужения стихиры, тропари канона и другие элементы чинопоследования были посвящены именно этому событию.

Нам сегодня трудно себе представить, что когда-то на земле было всего два человека — Адам и Ева. Это были первые люди, которых Господь сотворил. И жили они в особом месте, которое называлось Эдемским садом, или Раем. Они не знали страха ни перед силами природы, дикими животными, ни перед болезнями, потому что всему этому они не были подвержены. Они не знали страдания, потому что страдание — это свойство греха.
Они не знали, что такое жить без Бога. Как повествует нам книга Бытия, Бог приходил к ним в прохладе дня в Эдемском саду. Они встречали Его, как дети встречают своего отца, и беседовали с Ним. Жизнь Адама и Евы была безбедной, счастливой, исполненной блаженства и всякого утешения.

Но Бог не создал человека существом равнодушным и неспособным к тому, чтобы меняться, чтобы любить. Бог создал человека свободным. И свою свободу, и свою любовь человек должен был проявлять через послушание Богу. И для этого человеку была дана заповедь: ты от всего можешь вкушать в Эдемском саду, но есть дерево, от которого ты вкушать не должен. Мы все знаем эту историю и знаем, что диавол соблазнил человека непослушанием, мыслью о том, что он будет не с Богом, а сам будет как Бог. Когда человек поддался этому соблазну, этому обману, вся его жизнь совершенно изменилась.

Впервые человек испытал страдание и страх. Когда Господь пришел в Эдемский сад, человеку уже не радостно было встретиться с Богом — человек спрятался от Него. И этот страх наполняет сердце человека до сегодняшнего дня. Впервые человек испытал страдание от осознания того, что он имел и потерял. Но еще человеку предстояло узнать и силу греха над собой, познать болезнь и смерть. И все это явилось следствием грехопадения. Неслучайно Слово Божие говорит нам, что Адам горько плакал после того, как понимание всего, что с ним произошло, коснулось его души и сердца.

Господь и согрешившего человека не оставил по Своей милости и сказал Адаму о том, что из его потомков произойдет Тот, Кто вернет ему прежнее его достоинство, вернет ему Рай и утраченное общение с Богом, сделает его вновь таким, каким он был до грехопадения.
Мы знаем, что таким Новым Адамом стал Искупитель мира Господь наш Иисус Христос, Который через Свое сошествие в мир, Боговоплощение, через добровольные крестные страдания истребил жало греха из природы человеческой и вновь открыл для человека райские двери, вернул ему утраченную способность к Богообщению.

Мы все это имеем уже на протяжении двух тысяч лет. И мы знаем, что в сегодняшний день Церковь напоминает нам об изгнании Адама из рая не для того, чтобы мы осудили праотца и обвинили его во всех своих бедах и несчастьях. Вполне возможно, что если бы мы находились на его месте, мы бы поступили точно так же. Церковь напоминает нам о том, что мы с вами тоже стоим перед выбором: быть ли нам в Эдемском саду через послушание Богу и исполнение Его воли или быть изгнанными оттуда и влачить жалкое существование раба, не знающего своего отца, жить так, как будто Бога у нас нет, через непослушание и жизнь по своей воле.

Этот выбор мы все делаем каждый день. От этого выбора зависит и наша жизнь временная, и наша жизнь вечная. И самое страшное, что может произойти с человеком — это то, что он перестанет искать Бога, Бог ему станет не нужен. Адам не мог забыть своей жизни в Раю, и поэтому он всегда смотрел на восток и плакал, вспоминая о том, какой его жизнь была с Богом, и какой его жизнь стала теперь без Бога, потому что он потерял самое главное сокровище, самый главный источник блаженства и счастья.

Когда мы перестаем смотреть на Восток, когда мы перестаем поднимать голову к Небу, когда мы смысл своей жизни видим только лишь в земных благах и удовольствиях, когда потребление становится целью нашего существования и мы превращаемся из богоподобных существ просто в животных, наделенных разумом, с нами происходит самое страшное — мы отказываемся от своего богоподобия и от своего достоинства быть с Богом.

В сегодняшний день Церковь напоминает нам о нашей Небесной Родине, напоминает нам о том, кто мы, кто наши прародители, для чего мы были созданы, и предлагает нам способ вернуться к своему Небесному Отцу, в свое Небесное Отечество. Через покаяние, через очищение сердца от греха, через добрые дела и молитву. Самое удобное время начать это делать — дни Святой Великой Четыредесятницы.

Кто-то скажет: я уже начал это делать, я уже сознательно пощусь не первый год, я уже не один раз прочел Евангелие и не один раз подходил к Святой Чаше и причащался Святых Тела и Крови Христовых. Я уже на пути, который ведет к Богу — неужели мне снова нужно напоминать о том, что на него нужно стать?

Есть еще один враг, с которым нам нужно бороться непрестанно и который усыпляет и убаюкивает нас на нашем пути к Богу: это самодовольство и самоуспокоенность. Это то, что часто не дает нам шагнуть вперед, заставляет топтаться на месте. Человек доволен собой, человек очень большое почтение испытывает к своему собственному мнению о самом себе и об окружающих людях.

Он ни в чем не сомневается, не задает себе вопросов: а правильно ли я живу, правильно ли я делаю, правильно ли отношусь к своим родным и близким, достаточно ли я времени уделяю молитве, совершаю ли добрые дела? Он доволен тем, что у него есть в духовном плане. И если в материальном отношении каждый хочет, чтобы у него было еще больше, чем есть, то в духовной жизни мы почему-то забываем про этот закон.

Эта самоуспокоенность, самодовольство, неумение посмотреть на себя и увидеть, что, наверное, я ещё недостаточно сделал для того, чтобы моя душа вернулась в первозданное состояние, может стать непреодолимым препятствием на пути к Богу. При этом человек не будет совершать уголовных преступлений, явно кого-то обижать, но, будучи самодовольным и самоуспокоенным, он к Богу так и не сможет прийти.

И в сегодняшний день Церковь хочет в каждом из нас пробудить эту жажду вернуться во что бы то ни стало в свое Небесное Отечество, пробудить в сердце желание быть с Богом и к Богу стремиться. Это самое большое желание, которое должно быть в жизни каждого православного христианина.

Как огромный подарок, как милость Божию мы воспринимаем то, что именно в этот день к нам прибыли великие святыни — частица Животворящего Креста Господня, на котором Господь принес Себя в Жертву за грехи наши и за грехи всего мира, искупил грех Адама и сделал нас вновь способными наследовать жизнь вечную, и частицы святых мощей равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены.

Эти святые не просто приняли благую весть Христову в свое сердце в то время, когда христиан было меньшинство, и им было некомфортно, но и дали возможность, впервые с апостольских времен, свободно исповедовать свою веру тем, кто именует себя христианам

Император и его мать не только стали христианами, но и издали так называемый Миланский эдикт — указ, который уравнивал в правах тех, кто исповедует христианство, с язычниками. Раньше, если ты не был язычником, то проявлял нелояльность к государству. Для христиан это была очень большая проблема. Из-за того, что они отказывались поклоняться идолам, их обвиняли в измене государству и императору. А за это, как мы знаем, их предавали мучениям, смерти, им не разрешали строить храмы, не разрешали занимать государственные должности.

С изданием этого указа жизнь христиан изменилась. В жизни Церкви Христовой началась новая эпоха, новый период свободного исповедания Христовой веры. И хотя мы знаем, что за последние 1700 лет все менялось много раз, и христиане вновь оказывались в ситуации, когда им нужно было свою веру свидетельствовать своей жизнью, до скончания века Церковь Христова будет существовать, и врата адовы не одолеют Её.

Для нас с вами это подарок от Бога и возможность для того, чтобы благодать Божия еще раз коснулась наших сердец, чтобы перед началом Святой Великой Четыредесятницы от прикосновения к этим святыням — к Кресту Господню и к частицам мощей святых Константина и Елены — наши сердца наполнились решимостью идти к Богу, искать Его и стремиться к Нему всей своей жизнью.

Дни Святой Великой Четыредесятницы даны нам для того, чтобы мы стали богаче, чтобы мы приобрели духовное сокровище. Не случайно в сегодняшнем евангельском чтении сказано: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И если мы сможем наше сердце прилепить к Богу, то мы станем самыми богатыми людьми в этом мире. Аминь.

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100