Официальный сайт

18 июля 2025 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки

Митрополит Митрофан совершил литургию в Крестовоздвиженском храме ГорловкиВ день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Туренко, настоятель храма, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий и духовенство города.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился клирик Богоявленского кафедрального собора архимандрит Агафодор (Поляков). Он напомнил о том, что к святости и жизни с Богом призван абсолютно каждый человек:

«Святость и Царство Небесное — это призыв к каждому из нас. Это открытая дверь для каждого человека, в которую может войти или не войти только сам человек по своей воле и по своему выбору. Пример жизни всех святых, и, в частности, преподобного Сергия Радонежского подтверждает то, что это возможно».

По окончании литургии владыка обратился к прихожанам с кратким архипастырским словом, в котором призвал христиан учить других не словами наставлений, а примером своей жизни, посвящённой Богу:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, дорогой отец настоятель, именинник, всех вас поздравляю с памятью преподобного Сергия, игумена Радонежского!

В Священном Писании есть такие слова: „Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме“ (Мф. 5:14-15). Преподобный Сергий так возлюбил Бога, что желание служить Ему одному и не отвлекаться ни на что другое привело его в дремучий лес. Там, где сегодня город Сергиев Посад и Троице-Сергиева лавра, в то время медведи пешком ходили, и ничего там не было: ни электричества, ни воды, ни канализации — глухой лес вдали от людей. В этом глухом лесу он сделал себе келью, поселился в ней, и всё время, которое у него было, он проводил в молитве, трудах и служении Богу.

Преподобный Сергий абсолютно не ставил перед собой никаких важных государственных задач: всех просветить светом Христовой веры, всех научить православию, собрать учеников, которые потом то, что он им дал, смогут распространить на более широкий круг. Он об этом не думал, а думал о спасении своей души. А Господь, согласно тем словам, которые были сказаны, — „зажегши светильник, не поставляют его под спудом“, — устроил по-другому.

К преподобному Сергию стали собираться сначала братья, которые хотели подражать его образу жизни, потом стали приходить советоваться с ним, потом возник монастырь, потом к этому монастырю дорогу протоптали самые знаменитые и знатные люди того времени, заканчивая великим князем. Почему так произошло? Потому что тот свет, который засиял в его душе и сердце, не мог оказаться скрытым, он был виден, его замечали абсолютно все.

Мне часто стыдно бывает за самого себя, когда мы проводим какие-то собрания по миссионерской работе или работе с молодёжью. Я всегда думаю: хоть бы один из нас нашёлся такой, как преподобный Сергий, который бы взял и засиял этим светом, и тогда бы нам не нужно было бы собирать бесконечные совещания. Достаточно просто было бы, оказавшись рядом с таким человеком, посмотреть на него и понять, что такое быть настоящим христианином.

Ученики преподобного Сергия — это вообще отдельное явление в истории нашей Церкви, потому что каждый из них тоже стал святым и оставил значимый след в истории нашей Церкви, создавая монастыри, трудясь на ниве просвещения.

Как важно христианину осознавать и понимать, что в первую очередь он призван к тому, чтобы свою душу и своё сердце сделать вместилищем Духа Святаго! Те люди, которым очень сильно хочется научить других чему-нибудь хорошему, как правило, не умеют этого делать, а если и делают, то очень коряво, криво и так, что после них потом всё приходится переделывать. А те люди, которые никого не хотят учить, но живут по воле Божией, по заповедям Господним, и становятся теми высокими светильниками, которые Господь зажигает на свещнике, чтобы они светили всем.

Именно об этих людях сказал Господь: „Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“ (Мф. 5:16). Вот это очень простая и понятная истина: нужно не словами, не наставлениями, не желанием кого-то поменять или научить, а собственным примером и своими собственными добрыми делами менять и самого себя, и окружающий мир к лучшему. Другого пути нет.

Каждый из нас, вспоминая сегодня этого великого угодника Божия, должен попробовать представить, как он выглядит со стороны, когда на него смотрят другие люди. Что они видят, что слышат, о чём думают в тот момент, когда со мной встречаются? Кого они могут увидеть — того, кто для них станет примером добрых дел без всяких слов, наставлений и поучений или что-то другое, на словах одно, на делах всё совсем по-другому?

Сегодня также Церковь празднует память преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Именно в этот день они приняли свою мученическую кончину. Я вчера вспоминал доктора Евгения Боткина: его имя скрылось в тени Царственных страстотерпцев, но это великий человек, который своим примером показал, что такое настоящая преданность, дружба и любовь. А сегодня вместе с именем преподобномученицы Елисаветы ещё мы вспоминаем и имя инокини Варвары — той монахини, которая последовала за ней в ссылку, изгнание, а потом вместе с ней приняла мученическую кончину.

Важно помнить таких людей, особенно в то время, когда эгоизм и забота только о себе считаются не грехом, а, наоборот, добродетелью и тем образом жизни, к которому нужно стремиться. Очень важно, чтобы такие примеры, как доктор Евгений, как инокиня Варвара, которые выбирали не свою выгоду, не то, как им будет удобнее и приятнее, а то, как подобает поступить христианину, и за это платили дорогую цену. Они свою жизнь оставили, чтобы именно эти примеры вдохновляли нас, именно на них мы учили и воспитывали своих детей, приводили их молодёжи в качестве того, каким может и должен быть человек, когда он живёт по Евангелию и следует за Христом».

Митрополит Митрофан также поздравил настоятеля прихода протоиерея Сергия Книгницкого с тезоименитством:

«Отец Сергий, в сегодняшний день вы празднуете память своего небесного покровителя, и я благодарю вас за то, что все эти годы вы выбирали для себя не удобную жизнь, а трудную и непростую. Остаться со своей паствой, жить там, где война не прекращается уже много лет, — это непростой, но правильный выбор, потому что так должен поступать христианин. Преподобный Сергий пусть даёт вам силы и в дальнейшем служить Богу и Церкви Святой, любить людей. Отдавая Богу всё, что есть, мы ничего в этот момент не теряем, а только приобретаем. Пусть Господь Вам всегда за это воздаёт сторицей!»

 

Преподобный Сергий РадонежскийОдин из самых любимых на Руси святых, преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. При рождении он получил имя Варфоломей. Рождение ребёнка сопровождалось знамениями: он взыграл в утробе матери во время богослужения, стоя принял Крещение в купели до того, как научился ходить, отказывался от материнского молока по средам и пятницам.

В семилетнем возрасте родители отдали Варфоломея учиться грамоте, но у него ничего не выходило. После молитвы ему явился чудесный старец, который благословил Варфоломея, и отрок стал делать успехи в учёбе.

Родители Варфоломея приняли монашеский постриг. После их смерти Варфоломей также стал монахом с именем Сергий. Вместе со своим братом Стефаном он поселился в лесу в двенадцати верстах от родного селения Радонеж, где построил келью и храм в честь Живоначальной Троицы. Не выдержав трудностей отшельнической жизни, Стефан ушёл в Московский Богоявленский монастырь.

Преподобный Сергий успешно преодолевал все тяготы жизни в лесу. Дикие звери его не трогали, а один медведь даже приходил каждый день к его келье на угощение. Видя подвижническую жизнь преподобного, иноки просили поселиться рядом с ним. Так возник Троицкий монастырь. Когда в обители оскудевали запасы пищи, после молитвы преподобного Сергия в монастырь прибывала нежданная помощь от каких-нибудь жертвователей.

Преподобный Сергий вопреки своей воле был избран игуменом, но вместо главенства стал слугой для всей братии: носил воду к келье каждого брата, рубил дрова, пёк хлебы, шил одежду, готовил пищу. Однажды, когда у игумена закончился хлеб, он в уплату за несколько кусочков хлеба построил одному брату сени.

Слава о преподобном быстро распространялась. Благочестивые крестьяне стали селиться возле обители, и там, где ещё совсем недавно был дремучий лес, раскинулись посёлки. Благодаря щедрым жертвователям обитель кормила голодных и одевала нищих.

Преподобного Сергия почитали не только простые люди, но и князья. Великий князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой просил у святого благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. Преподобный Сергий предсказал ему победу и дал в помощь двух своих иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю, которые пали героями на Куликовом поле.

Святитель Алексий, митрополит Московский (1305–1378 года), предлагал преподобному Сергию стать митрополитом Московским после себя, но святой отказался.

Ещё при жизни преподобный удостоился дара чудотворения и божественных видений: посещения Пресвятой Богородицы, сослужения Ангела на литургии. Однажды он воскресил умершего отрока.

Преподобный Сергий преставился ко Господу 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его нетленные мощи покоятся в Троицком храме основанной им Троице-Сергиевой Лавры.

Дни памяти: 8 октября, 18 июля (обретение мощей). В честь преподобного Сергия Радонежского освящено множество храмов. Только в Горловской епархии их семь.

Цитата дня

«

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!»

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100