Официальный сайт

19 августа 2025 г.

Митрополит Митрофан: В праздник Преображения Господня Церковь напоминает, к чему нам нужно стремиться

Канун Преображения Господня в Богоявленском кафедральном соборе ГорловкиВ день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С праздником Преображения Господня всех вас поздравляю, дорогие братья и сестры! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин!

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный», — молимся мы в этот светлый и праздничный день. Апостолы, рассказывая о том, что с ними произошло на горе Фавор, говорят, что они не просто увидели свет, — его нельзя увидеть глазами как органом зрения. Этот свет — нечувственный, он Божественный, сверхъестественный, духовный. Ученики сказали, что Христос засиял ярче того света, который они видели в своей жизни, и ничего другого, что подобным образом сияло, они не встречали. Но этот свет осиял и апостолов, и они увидели его духовными очами.

Нам сегодня открыто, что у нас кроме очей чувственных, физических есть ещё и очи духовные, которые тоже могут видеть — но видят они не у всех и не всегда. Тем не менее, этот опыт был не только у апостолов, которые описали его в Евангелии. Святые отцы Церкви рассказывают нам о Фаворском свете — о том, что могут увидеть духовные очи нашего сердца и что в этот момент может происходить с человеком.

Ни с чем земным это сравнить невозможно — как и апостол сказал, что око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что Бог уготовал любящим Его (1 Кор. 2:9). Но, тем не менее, именно это с человеком и происходит, когда человек встречает Бога. Именно это происходит с человеком, когда его касается Божественная благодать. И мы просим Бога, чтобы это произошло и с нами.

В сегодняшний день освящаются плоды: виноград, яблоки, другие фрукты, которые созрели к этому времени. Есть ли какая-то связь между праздником Преображения и освящением плодов? Говорят, что к этому времени всё созревает и очень удобно всё это освятить, принести благодарность Богу за то, что и в этом году Господь послал нам плоды, чтобы мы могли получить радость и наслаждение. Но есть и другая, не такая очевидная связь.

Если главная цель нашей жизни — встреча с Богом, то видение этого света, о котором сегодня проповедует Церковь Святая и просит, чтобы он воссиял каждому из нас, и будет тем плодом, который должен созреть и который каждый из нас должен принести. Это то, чем должна ознаменоваться духовная жизнь каждого из нас: тем, что наши духовные очи вдруг откроются, мы увидим этими очами и поймём, как это — общаться с Богом.

Высокая цель? Несомненно. Можно ли служению такой цели посвятить всю свою жизнь? История, опыт Церкви, пример святых отвечают нам, что да. Можем ли мы, современные люди, этого хотеть? Не только можем, но и должны. Церковь побуждает нас к тому, чтобы мы этого захотели, чтобы вдруг у нас появилось желание этот свет увидеть и обнаружить, что у нас тоже есть духовные очи.

Это желание — ещё не плод, но без него и плода никогда не будет. Вспомнить об этом в сегодняшний праздничный день мы просто обязаны. Даже если многие из нас не собираются, выйдя из храма, ничего для этого делать, всё устраивает и так, как есть, тем не менее, Церковь нам напоминает, каким должен быть плод и цель нашей с вами христианской жизни.

Земледельцы уже давным-давно поняли одну простую истину: сколько бы ты ни трудился, может случиться так, что твоих собственных трудов будет недостаточно. Из-за погоды, других внешних обстоятельств — града, засухи, саранчи, пожара — все твои труды в одну секунду могут пойти насмарку. И поэтому ощущение того, что я тружусь, но благодарен за тот плод, который держу в руках, я Богу, — это опыт, который у них появился и от которого они не отказываются. Они знают, что ты можешь трудиться и сделать всё правильно, но если Господь не благословит, в руках будет держать нечего.

А как это соотносится с духовной жизнью? Где то, что должны делать мы, и то, что должен сделать для нас Бог? Это вопрос интересный, о нём рассуждают учителя Церкви и делятся своим опытом. Если не вдаваться во все подробности, то суть заключается в том, что для того, чтобы что-то произошло, нужно начать этого хотеть, нужно начать к этому стремиться.

Простой пример: если ты лежишь на кровати и хочешь попить воды, вода сама не придёт и к тебе в рот не нальётся. Нужно встать, набрать этой воды и выпить. Так и в духовной жизни: если мы не понимаем, чего нам хотеть и к чему стремиться, как мы будем к этому идти и этого достигать?

Церковь нам напоминает в сегодняшний день, чего нам нужно хотеть, к чему нам нужно стремиться и что для нас должно стать основным, главным желанием в нашей жизни — а дальше начинать трудиться. И Господь в ответ нам подаст Свою милость и Свою благодать. Он от нас не отвернётся, как не отвернулся от апостолов, хотя они не были совершенными в тот момент.

Он не отворачивается от нас и сегодня, потому что, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы каждый раз в этот момент пребываем в Сионской горнице и на горе Фавор, прикасаемся к Телу Воскресшего Христа Спасителя, как Он предлагал это сделать Фоме, чтобы укрепилась его вера.

Пусть Господь нам с вами поможет хотеть этого света, просить об этом у Бога, стремиться к тому, чтобы в нашей жизни воссиял этот свет присносущный, и мы могли сказать то, что сказали святые апостолы, когда у них появился этот опыт: как нам хорошо зде быти! (Мф. 17:4).

Я всех вас поздравляю с праздником! Всем желаю помощи Божией и призываю на всех Божие благословение!

Цитата дня

«

Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100