17 августа 2025 г.
Ему сослужили клирики соборного храма.
Богослужебные песнопения исполнили хор собора под управлением протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он раскрыл смысл евангельских слов Христа Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:20):
«Когда человек воздерживается от определённой пищи — это лишь малая часть поста. Когда же он начинает сам себя воспитывать, внутренне изменяться, диавол отступает от такого человека: ведь душа его меняется и светлеет. Пост невозможен без молитвы, и мы обязательно должны усиливать молитву во время поста».
Около 250 года по Рождестве Христовом римский император Деций прибыл в город Эфес. В честь его приезда было устроено торжество, во время которого все граждане должны были принести жертвы языческим богам. Но семь знатных отроков, в их числе и сын градоначальника, не сделали этого: они были тайными христианами.
В гневе император лишил их званий и почестей и дал им время подумать до своего следующего посещения. Отроки Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин ушли из города и укрылись в пещере на горе Охлон, где в посте и молитве стали готовиться к мученическому подвигу. Самый младший из них — Иамвлих — одеваясь в нищенское рубище, приходил в город, чтобы купить хлеба.
Услышав, что император вернулся и ищет их, семь отроков положили на следующий день прийти к нему и добровольно принять мучения. Горячо молясь о предстоящем дне подвига, они заснули.
В это самое время императору донесли, где скрываются отроки. Воины жестокого правителя по его приказу пришли к пещере и заложили вход в неё камнями, чтобы обречь юношей на долгую мучительную смерть от жажды и голода. На «казни» присутствовали двое сановников, которые были тайными последователями Христа. Они написали имена мучеников и обстоятельства их смерти на оловянных дощечках, которые поместили в ковчежец, вложив его между камнями. Приводившие в исполнение казнь не знали, что Господь навёл на отроков сон длиною в два столетия.
Шёл V век. Гонения на христиан прекратились, но Церковь по-прежнему страдала — теперь уже от еретиков, отвергающих воскресение. Участок, на котором находилась пещера, стал частной собственностью. Желая что-то строить на нём, владелец велел рабочим убрать груду камней от входа. Рабочие разобрали замурованный вход и ушли. В это самое время отроки пробудились. Они послали младшего, переодевшегося нищим, в город за хлебом, чтобы в последний раз вкусить трапезу перед мучениями.
Подойдя к городским стенам, юноша Иамвлих застыл в изумлении: над воротами города возвышался христианский крест… Войдя в город, он направился на рынок, который находился на том же месте, и нашёл там лавку со свежим хлебом. Юноша протянул продавцу монету с изображением императора Деция — и был задержан как утаивший древний клад.
Иамвлиха привели на суд к градоначальнику, у которого в то время гостил Ефесский епископ. Слушая ответы юноши, епископ понял, что Господь открывает здесь какую-то тайну. Епископ, градоначальник и все жители отправились к пещере. Они обнаружили среди груды камней у входа запечатанный ковчежец, внутри которой находились оловянные таблички, рассказывающие о времени, месте и обстоятельствах смерти семи юношей. Однако все они были живы.
Вскоре в Эфес прибыл сам император. Он лично встретился с юношами и побеседовал с ними. Жившие в Эфесе еретики, отрицавшие воскресение из мёртвых, отказались от своих заблуждений.
Вернувшись в пещеру, юноши склонили головы в молитве перед Богом. В этой позе они и застыли, уснув на сей раз до всеобщего воскресения из мёртвых.
Император хотел каждого из юношей положить в драгоценную раку и поместить в храме, но, явившись ему во сне, отроки попросили оставить их тела там же, в пещере. Гора Охлон стала местом паломничества, известным всему христианскому миру. О поклонении мощам семи эфесских отроков упоминает в своих паломнических заметках русский игумен Даниил в ХII веке. После османского завоевания в XV веке город Эфес пришёл в запустение. Сегодня на месте древнего города ведутся археологические раскопки.
Семь отроков эфесских почитаются не только в Православной, но и в Католической, Эфиопской Церквях и даже в исламе. Исламское сказание об их мученичестве в 18-й суре Корана Аль-Кахф упоминает, что с ними была их собачка по кличке Китмир, которая также ожила, но позже, когда юноши вновь предали свой дух Господу, исчезла. После пробуждения юноши были убеждены, что прошёл всего лишь один день.