Официальный сайт

19 октября 2025 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице и день памяти святого апостола Фомы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пели хор собора под управлением протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.

По запричастном стихе проповедь на апостольское и евангельское чтение произнёс протоиерей Димитрий Абросимов. Он истолковал слова святого апостола Павла Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9) и отметил, что наша немощь — это признание неспособности самостоятельно спастись. Как только человек признаёт собственную немощь, Господь, как опытный Кормчий, Своими руками направляет хрупкий парус нашего корабля ко спасению.

Так, в кризисе веры святого апостола Фомы Господь протягивает ему руку помощи. Так же Он поступает и с наинской вдовой, которая, потеряв единственного сына, не имела другой надежды, кроме как на Бога. Христос оправдывает эту надежду и воскрешает её сына. Священник призвал всегда уповать на помощь Божию, несмотря ни на какие скорби и внешние искушения.

 

 

Святой апостол ФомаСвятой апостол Фома — один из двенадцати учеников Христа. Об истории его призвания мало что известно: его имя впервые упоминается лишь при перечислении имён двенадцати уже избранных апостолов. Не сохранилось и имени апостола: Фома — это прозвище, которое с древнееврейского переводится «близнец». О том, что это не имя собственное, можно заключить из Ин. 20:24: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец». Предание сохранило скудные сведения, что он был родом из города Панеады на берегу Галилейского озера и, как и большинство остальных апостолов, до призвания занимался рыбной ловлей.

Прозвище, ставшее именем апостола, сегодня прочно ассоциируется с выражением «Фома неверующий». Так говорят о тех, кто сомневается в самых очевидных вещах. Однако из немногих эпизодов Евангелия, где фигурирует апостол Фома, никак нельзя заключить об отсутствии у него веры. Впервые о Фоме Евангелие упоминает в связи с воскрешением Христом Лазаря. Несмотря на то, что иудеи искали убить Христа, Он всё равно решил идти в Вифанию, чтобы воскресить Своего умершего друга. На это апостол Фома ответил: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11:16).

Во второй раз Фома появляется на страницах Евангелия в эпизоде о Тайной вечери. Он не просто слушатель, но активный участник прощальной беседы Спасителя с учениками:

«Когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:3-7).

Наконец, в третий раз Евангелие от Иоанна упоминает Фому в связи с Воскресением Господа Иисуса Христа:

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:24-29).

Сомнение Фомы — не отказ верить в Бога. Это разумный довод всякого истинно верующего человека. Любое известие о явлении Христа, Ангелов, любое религиозное утверждение нужно воспринимать с критикой и всегда сомневаться, для того чтобы не впасть в прелесть, не быть обманутым. Это признак здоровой веры, чуждой фанатизма и приверженности к чудесам. Недаром Евангелие об уверении Фомы читается в Неделю Антипасхи: этот эпизод — утверждение веры в Воскресение, истинной и уже не могущей подвергнуться сомнениям. «Господь мой и Бог мой!» — восклицаем мы вместе с Фомой. Воистину воскресе Христос!

Апостолу Фоме было суждено Богом увериться ещё в одном воскресении: после смерти Богородицы он не успел прибыть в Иерусалим, чтобы проститься с Ней. Специально для него апостолы отодвинули тяжёлый камень от гробницы. И снова увидели там одинокий погребальный плат, свитый отдельно… На следующий день Божия Матерь явилась Фоме и другим апостолам, уверив их в Воскресении.

Верный последователь Христа, готовый пойти и умереть вместе с Ним, Фома дошёл со своей проповедью Воскресения ни много ни мало до берегов Индии. Он рассказывал язычникам о своей искренней радости и удивлении от увиденного, о том, как он осязал воскресшего Лазаря, затем вкладывал перст в пронзённые, но живые рёбра Господа, общался с воскрешённой и улыбающейся Девой Марией. Общаясь с очевидцем воскресения, трудно было не поверить и остаться в языческих заблуждениях.

В Индии апостол обратил ко Христу тысячи людей. За ним шли все от бедняков до супруги и сына правителя. Лишь сам правитель города Мелиапор оказался с зачерствевшим сердцем, неспособным раскрыться перед чудом Божиим. За обращение своих сына и супруги он жестоко отомстил: святой апостол был брошен в темницу, претерпел пытки и, пронзённый пятью копьями, пришёл к своему Господу и Богу, чтобы уже вечно осязать, видеть и быть с Ним в Его прекрасном Небесном Царствии.

Цитата дня

«

О трёх предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере, о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100