Официальный сайт

Екатерина Щербакова

День святого Валентина: повод поговорить о любви

День святого Валентина«Мама, нам на труды сказали принести красный картон!» — недавно сообщил сын. «И что вы будете из него делать?» — поинтересовалась я. «Валентинки!» — ответил мой ученик второго класса. А я задумалась о том, что надо бы поговорить с ребёнком об одной из самых горячих православных тем недавнего прошлого: отмечать ли день святого Валентина и что это, собственно, за праздник.

Думаю, пик популярности этого праздника уже в прошлом. Но глядя на то, как школы нашего города стремительно покраснели в преддверии 14 февраля, поняла, что в подростковой среде эта традиция всё ещё сохраняется, более того: что школа поддерживает этот раж, причём — независимо от возраста и даже в рамках школьной программы. Иначе — зачем бы восьмилеткам делать картонные сердечки? Ну вот правда, кому они их подарят?

О том, как поговорить со своими детьми о грядущем празднике, мы расспросили протоиерея Александра Брянцева, настоятеля Всехсвятского храма Горловки. Будучи отцом четверых детей, он не понаслышке знает о том, какие проблемы могут возникнуть у православного ребёнка в современной школе.

— Как объяснить детям, что в школе они не должны вместе со всеми поддаваться романтической волне дня святого Валентина? Что влюбляются не по расписанию? Что любовь — это не бумажные сердечки?

— У нас те же проблемы, что и у всех православных родителей в отношении пришедших к нам с запада праздников — хэллоуина, дня святого Валентина. Празднование их стало чуть ли не обязательным в школьных стенах. Готовится антураж, школа украшается соответственно. Мы просто поговорили с детьми и объяснили им, что запрещать им ничего не будем — чтобы они не выглядели белыми воронами и на них не показывали пальцем. Но им важно понять одно: вырезая сердечки, приходя в украшенную ими школу, не нужно погружаться в это сердцем и душой!

Если нужно, если требуют — вырежьте эти сердечки, пусть это будет просто формальность. Но вы не должны распаляться сердцем, радоваться этому дню — «ах, влюблённость, романтика, ах, любовь!» Это вообще нас не касается! Потому что любовь, на самом деле, это не то, что преподносится в школе под видом дня святого Валентина. Святой, о котором так много говорят в этот день, не имеет никакого отношения к прославленным святым Православной церкви.

До сих пор никто не может сказать, какой именно святой Валентин имеется в виду — ведь в истории Церкви их много. Средства массовой информации распространяют какой-то причёсанный миф, не имеющий ничего общего с житием какого-то определённого святого. Откуда-то кому-то однажды пришла эта идея, и расчётливые люди поняли, что на этом можно заработать деньги. На атрибутах — сердечках, цветах, игрушках, сувенирах. Вот и всё!

— Но есть конфликт: в школе, в которую нужно ходить, учителя, которых нужно уважать, порой заставляют делать вещи, которые родители делать не рекомендуют. В частности, праздновать Валентинов день, или вот осенью все тыквы вырезали на хэллоуин. Как не подорвать уважение к школе — но и на своём настоять?

— Мы никогда не подрываем авторитет учителя и воспитываем детей так, чтобы они учителей слушались, но — только в отношении учебном: в плане уроков, заданий и дисциплины в классе. Всё остальное, что касается таких вот праздников, мы контролируем. Некоторые вещи запрещаем. Например, если праздники выпадают в пост, как бывает с восьмым марта. Мы предупреждаем учителя, что дети в праздновании участвовать не будут. Так и решаем вопрос.

А насчет антуража, валентинок на уроке труда и т.п. — у меня тоже дети спрашивают: папа, как быть, нам говорят делать! Я говорю: нужно по уроку — сделайте, сдайте. Но не более того. И они с холодным сердцем к этому отнеслись — как к выполнению домашнего задания. Я их настроил на то, чтобы они не чувствовали в этом какого-то торжества, праздника, потому что это — неправильно.

— Когда родителям нужно начинать объяснять ребёнку, что такое настоящая любовь?

— Я считаю, что лет с 12-13. К этому возрасту дети начинают испытывать новые чувства — интерес к противоположному полу, романтичность, влюблённость. Симпатизируют кому-то. В этом возрасте разговаривать на темы любви и отношений просто необходимо. Дети ведь уже начинают что-то чувствовать, но, как правило, ещё сами не понимают, что именно. Также они не понимают, что некоторые чувства нужно обуздывать.

Впереди ещё много времени, которое нужно тратить не на влюблённость и романтику. Потому что влюблённость в этом возрасте ещё очень обманчива, может принести вред ребёнку. Время это лучше потратить на учёбу, познание наук, молитвы к Богу — чтобы Он послал действительно достойного супруга или супругу, с которым можно было бы всю жизнь прожить вместе и ни о чём не жалеть.

— Вы сейчас говорите о серьёзных разговорах с подростками, которые уже способны влюбляться. А можно ли говорить с детьми помладше? Нужно ли? Мне вот пришлось, потому что день Валентина празднуют всей школой, и нужно было объяснять восьмилетнему сыну, что это за влюблённость такая.

— Родители непременно должны вести с детьми спокойные беседы об отношениях, о том, как нужно строить отношения с противоположным полом. Думаю, пропагандируемый праздник — как раз хороший случай для такого разговора. В любом возрасте важно акцентировать, что любовь — чувство глубокое и очень ценное, никоим образом не зависящее от моды или календаря.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100